О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Черная акула", "Аллигатор" и "Ночной охотник": как изменилась армейская авиация России за 70 лет

Датой создания армейской авиации принято считать 28 октября 1948 года - в этот день была сформирована первая авиационная эскадрилья

28 октября 1948 года в Серпухове была сформирована первая эскадрилья, укомплектованная вертолетами. Это событие считается днем рождения армейской авиации, основная задача которой - огневая и транспортная поддержка наземных сил. Винтокрылые машины прекрасно проявили себя при уничтожении танков, бронетехники и артиллерии. С 2015 российская армейская авиация успешно решает задачи в Сирии. О ее 70-летней истории и перспективах развития - в материале RT.

Датой создания армейской авиации (АА) принято считать 28 октября 1948 года - в этот день была сформирована первая авиационная эскадрилья. В ее состав включили вертолеты ГМ-1 (Ми-1). На тот момент винтокрылая машина Михаила Миля представляла собой экспериментальный образец. Ее государственные испытания начались только 10 сентября 1949 года.

В то время вертолет был абсолютно новым видом военной техники. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в СССР отсутствовала необходимая испытательная и производственная база, однако в короткие сроки советское правительство ликвидировало эту проблему. Разработка и испытания вертолетов проводились в РСФСР, а выпуск Ми-1 и других машин ОКБ имени Миля был развернут в социалистической Польше.

Уже к середине 1960-х годов СССР наряду с США обрел статус вертолетной державы. Высокие эксплуатационные характеристики продемонстрировали многоцелевая машина Ми-2, военно-транспортные вертолеты Ми-4 и Ми-6. Но настоящая слава пришла к Советскому Союзу после изобретения среднего вертолета Ми-8, ставшего самой популярной машиной такого рода в мире.

Помимо ОКБ Миля разработкой вертолетной техники в СССР занималось конструкторское бюро под управлением Николая Камова. Оно специализировалось на создании противолодочных, транспортных и многоцелевых машин для нужд ВМФ.

Фирменный почерк ОКБ Камова - неклассическая соосная схема, которая подразумевает использование двух несущих винтов. Такие машины, в отличие от продукции ОКБ Миля, лишены громоздкой хвостовой балки, крайне уязвимой на театре военных действий (ТВД). Соосная схема считается безопасной и эффективной на малых высотах, но представляет собой более сложный и дорогой механизм. Эксперты отмечают, что она действительно обладает рядом преимуществ, но вместе с тем не лишена недостатков.

"Если говорить о надежности, то между одновинтовой машиной и детищем Камова существенной разницы нет. Здесь имеет смысл говорить не о соперничестве, а о том, что наша страна является обладательницей двух уникальных вертолетных школ", - отметил в беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов.

Незаменимые помощники

Под армейской авиацией подразумевается род войск, который используется для поддержки сухопутных формирований на ТВД. До Второй мировой войны АА состояла из легких истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Однако оперативно-тактическая авиация далеко не всегда эффективно справлялась с задачами по десантированию солдат, транспортировке грузов и поражению наземных целей.

После победы над нацистской Германией ведущие державы осознали необходимость создания винтокрылых машин, которые могли бы наносить высокоточные удары с малых высот, приземляться в тылу противника, на неподготовленные плацдармы и палубы кораблей.

"Вертолеты очень быстро стали незаменимыми помощниками вооруженных сил. Во-первых, они могут приземляться на необорудованные аэродромы и площадки. Таким образом, эти машины значительно облегчили процесс транспортировки грузов и переброски военнослужащих", - сообщил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

Кроме того, вертолеты проявили себя как более эффективное средство поражения танков, бронетехники, а в отдельных случаях и огневых точек противника. В 1970-е годы началась эпоха ударных вертолетов. На вооружение СССР был принят боевой вертолет Ми-24 взлетной массой 11,5 т (экспортные варианты - Ми-25 и Ми-35).

В 1980-е годы ОКБ Миля представило более совершенный ударный вертолет - Ми-28. Однако из-за глубокого экономического кризиса 1990-х годов испытания и доработка машины сильно затянулись. Серийное производство ударного вертолета было развернуто на ПАО "Роствертол" (Ростов-на-Дону) в середине 2000-х годов. Сейчас Ми-28 известен широкой публике под названием "Ночной охотник".

В одно время с Ми-28 был создан ударно-разведывательный вертолет Ка-50. Изящный и одновременно хищный облик этой машины произвел большое впечатление на современников. В связи с этим детище генерального конструктора ОАО "Камов" Сергея Михеева получило в России прозвище "Черная акула", а на Западе - "Вервольф" (оборотень. - RT).
Однако Минобороны не спешило принимать на вооружение эту грозную машину из-за одноместной компоновки. Функции оператора (штурмана) в Ка-50 выполняла передовая на тот момент аппаратура. Но военные настояли на переоборудовании вертолета, и в середине 1990-х годов эта работа была завершена.

Вертолет Ка-52 во время боевой операции в окрестностях освобожденного от боевиков города Эль-Карьятейн

25 июня 1997 года состоялся первый полет двухместного Ка-52 "Аллигатор". Обновленная машина сохранила хищный облик и все технические преимущества предшественницы, включая потрясающую маневренность и высокую тяговооруженность. Помимо этого специалистам удалось увеличить дальность обнаружения и поражения целей до 10 км днем и до 5-6 км в темное время суток.

Боевая нагрузка Ка-52 составляет две тонны. Вертолет может использовать широкий арсенал управляемых и неуправляемых боеприпасов и около десяти разновидностей авиационных бомб. Серийное производство машины началось в конце октября 2008 года на заводе "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина (Приморский край).

Сирийский опыт

Армейская авиация России приняла широкое участие в афганской кампании и антитеррористических операциях на Северном Кавказе. В 2015-2016 годах группировка вертолетов была переброшена в Сирию. Подразделения АА участвовали в боевых действиях, поисково-спасательных операциях, переброске военнослужащих, доставке личного состава и облете зон деэскалации. В современной России без вертолетов не обходится ни одно учение и ни одна военная операция.

По результатам эксплуатации в сирийских условиях оборонная промышленность и Минобороны РФ определили направления модернизации вертолетного парка. Так, Ми-28 получит обновленный комплекс радиоэлектронного оборудования и систему управления вооружением. На Ка-52 будет улучшена защита от попадания 23-мм и 57-мм снарядов. Также вертолет оснастят системой "Гермес-А" со сверхзвуковой управляемой ракетой дальностью до 20 км.

"Исходя из анализа открытой информации о боевом применении в Сирии, можно сделать вывод о том, что с поставленными задачами наша армейская авиация справлялась достойно. Но любой вооруженный конфликт всегда выявляет определенные недочеты в технике и тактике. Я не сомневаюсь, что сирийский опыт оказал положительное влияние на развитие армейской авиации", - заявил RT Сергей Суворов.

26 октября заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин сообщил журналистам, что доля современных образцов авиатехники в российских вооруженных силах превышает 80%. При этом боевой состав АА за последние 5 лет увеличился на 25%. Основу армейской авиации составляют Ка-52, Ми-35М, Ми-28Н, Ми-26 и Ми-8.

Новые скорости

В последние годы конструкторские бюро Миля и Камова разрабатывают проекты высокоскоростных машин Ми-Х1 и Ка-92. Как полагает Дьяконов, для их воплощения в железо потребуются новая аэродинамическая схема, более совершенные двигатели и авионика.

В июне 2017 года глава холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский сообщил, что конструкторы должны создать винтокрылую машину, способную разгоняться до 450 км/ч. По словам топ-менеджера, летающая лаборатория на основе Ми-24 уже смогла достичь скорости порядка 400 км/ч (для сравнения: максимальная скорость Ка-52 составляет 300 км/ч, крейсерская скорость - 260 км/ч. - RT).

Как считает эксперт, успех милевцев и камовцев будет во многом зависеть от эффективности кооперации с концерном "Радиоэлектронные технологии" (производитель высокотехнологичного бортового оборудования. - RT) и АО "ОДК-Климов" (выпуск силовых установок. - RT).

"Чтобы преодолеть барьер в 400 км/ч, требуется создать новую машину. Однако я бы не гнался исключительно за наращиванием крейсерской скорости. Гораздо важнее для вертолета маневренность, чтобы он мог быстрее менять направление полета, разворачиваться, двигаться вбок и сохранил при этом хорошую тяговооруженность. Такая машина даст армейской авиации большие преимущества в бою", - подчеркнул Дьяконов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка