О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчики по вызову

Применение ЧВК давно стало на Западе мейнстримом. Военные частники имеют массу плюсов - государство не отвечает ни за преступления, ни за их потери, при этом в ЧВК служат настоящие профессионалы, психологически готовые на смертельный риск

Применение ЧВК давно стало на Западе мейнстримом. Военные частники имеют массу плюсов - государство не отвечает ни за преступления, ни за их потери, при этом в ЧВК служат настоящие профессионалы, психологически готовые на смертельный риск. Этим они кардинально отличаются от "официальных" военнослужащих, которые числятся профессионалами, но в реальности таковыми не являются, поскольку к жертвам в своих рядах совершенно не подготовлены.

Серьезный недостаток ЧВК - высокая цена услуг, но пока еще западные страны готовы нести эти издержки. Другой минус - отсутствие тяжелой наземной техники и авиации. Это серьезно ограничивает сферу применения ЧВК. Если первый недостаток вряд ли удастся устранить, то второй вполне преодолим.

Источником бронемашин и артиллерии советского производства могут стать восточноевропейские армии (в первую очередь ВС Польши, Чехии, Словакии, Болгарии). За время после холодной войны значительная часть их техники "растворилась в пространстве", то есть не числится ни на вооружении, ни на хранении, ни среди проданной или утилизированной. Поэтому может всплыть где угодно ("Без вести продавшие"). Только в распоряжении чешской частной компании "Экскалибур" может находиться свыше тысячи танков, БМП, БТР, артсистем. Разумеется, советская техника на сегодня устарела, но она тем не менее боеспособна и крайне неприхотлива. Для войн в странах третьего мира подходит идеально, тем более что во многих случаях ее очень удобно выдавать за трофейную или свалить поставки на Россию.

Вполне вероятно, что будет решен вопрос и с частной боевой авиацией. В США сейчас существуют по меньшей мере две частные компании, оснащенные полноценными боевыми самолетами, причем в значительных количествах.

Первая - Airborne Tactical Advantage Company (АТАС, ныне контролируется корпорацией Textron). Она была создана в 1994 году для предоставления услуг ВВС и морской авиации США, а именно в имитации самолетов противника в ходе учений, то есть в частичной замене эскадрилий "Агрессор". Компания начала с двух очень старых шведских истребителей J-35 из состава ВВС Дании. Затем приобрела в Швейцарии и Великобритании столь же старые британские "Хантеры", позже купила в Израиле более новые истребители "Кфир-С2", в Румынии - чешские легкие штурмовики L-39ZA. В самих США были арендованы старые штурмовики А-4 "Скайхок". В настоящее время АТАС имеет 11 "Хантеров", шесть "Кфиров", два - четыре L-39 и, возможно, один "Скайхок". В дополнение к этому летом 2017 года компания приобрела сразу 63 истребителя-бомбардировщика "Мираж-F1B/CR/CT" из состава ВВС Франции. Таким образом, у АТАС свыше 80 боевых самолетов.

В 2011-м была создана компания Draken International с той же целью - имитировать противника на учениях авиации США. Началось с нескольких американских А-4 и чешских чисто учебных L-39С. В 2013 году были куплены три десятка советских истребителей МиГ-21бис/УМ из состава ВВС Польши, а также почти вся боевая авиация ВВС Новой Зеландии (штурмовики А-4 и итальянские учебно-боевые самолеты МВ339СВ). В 2016-2017-м за ними последовали чешские штурмовики L-159, "Мираж-F1" (только не из Франции, а из состава ВВС Испании), а также истребители "Чита-С/D" (модификация "Кфиров"), бывшие на вооружении ВВС ЮАР. Сейчас "Дракен" имеет 13 А-4К, 9 МВ339СВ, 21 L-159 и 5-6 L-39, 25-30 МиГ-21, 22 "Мираж-F1М/ВМ", 12 "Чита" - всего более 100 боевых самолетов.

По-настоящему современных машин ни у АТАС, ни у "Дракена" нет. "Хантеры" очень сильно устарели, L-39С вообще сложно считать боевыми самолетами, L-39ZA и L-159 созданы на их базе, поэтому их возможности весьма ограниченны. МиГ-21 был выдающимся истребителем полвека назад, "Кфир" и соответственно "Чита" - его ровесники. "Мираж-F1" поновее, но это истребитель 3-го поколения и даже в свои лучшие годы ничем не прославился. Однако не слишком высокое качество во многом компенсируется значительным количеством самолетов. Для сравнения: ВВС Португалии насчитывают всего 27 истребителей F-16 ранних модификаций А/В, ВВС Венгрии - лишь 14 шведских "Гриппенов", они лучше любого самолета из находящихся у частников, но столькими машинами много не навоюешь. Кроме того, АТАС и "Дракен" имеют в штате первоклассных летчиков, иначе они не смогли бы адекватно представлять для американских пилотов их вероятных противников.

Поэтому каждая из упомянутых частных компаний вполне способна сыграть роль полноценных ВВС для "сухопутных" ЧВК или для нанявших их государств либо негосударственных структур в ходе не только противопартизанской, но и классической войны. Они справились бы с ВВС многих стран НАТО, но это, разумеется, невозможно по политическим причинам. В Азии воздушным частникам делать нечего, большинство стран этой части света имеет либо собственные мощные ВВС, либо сильных союзников. Но в Африке и Латинской Америке ситуация совсем другая.

В Африке лишь ВС Египта, Алжира и Марокко могут без проблем противостоять любым ЧВК. Нелегко придется частникам в бою против армий ЮАР, Судана, Эфиопии, Эритреи, Анголы, Нигерии, Уганды. Остальные африканские страны, если им будет противостоять мощная ЧВК на земле и АТАС или "Дракен" в воздухе, шансов не имеют.

Схожая ситуация в Латинской Америке. Лишь ВС Бразилии, Чили, Венесуэлы, Перу уверенно справятся с любыми частниками, также последним лучше не связываться с армиями Колумбии и Кубы. В других странах Южной и тем более Центральной Америки сочетание наземных и воздушных ЧВК окажется сильнее местных ВС.

В весьма обозримом будущем возможно появление полноценных частных армий, находящихся фактически в полном распоряжении Вашингтона, его ближайших союзников и крупных корпораций. Эти войска, конечно, неспособны противостоять наиболее сильным ВС (в первую очередь в Евразии), но вполне годятся для масштабных кампаний в Африке и Латинской Америке. А страна-наниматель не только не будет отвечать за их преступления и потери, но получит возможность легально действовать в обход ООН. Что только ускорит скатывание мира в полный хаос....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка