Автор: Андрей Борсуков
Опубликовано: 02.11.2018, 14:20
 

Куйбышевские моторы генерал-майора Жезлова


[image]

В одном из корпусов ПАО "Кузнецов" на Заводском шоссе установлена мемориальная доска Герою Социалистического труда Михаилу Сергеевичу Жезлову. Под его руководством в 1941 году была проведена эвакуация завода им. Фрунзе из Москвы в Куйбышев. Накануне Парада Памяти, мы вспоминаем этого человека, ковавшего Оружие Победы

На фронтах гражданской войны

Михаил Сергеевич Жезлов родился 6 октября 1898 года в семье рабочего-столяра речной пристани в станице Верхне-Чирской на границе Саратовской губернии и области войска Донского. Когда мальчику исполнилось шесть, его отец скончался, и семья переехала в Харьков, где Михаил начал учиться в городском начальном училище школе и посещать ремесленные курсы. В четырнадцать лет он пошел работать на харьковский завод сельскохозяйственных машин и оборудования "Гольферск-саде", а затем перешел на эвакуированный из Риги в 1915 году электромеханический завод "ВЭК".

В октябре-ноябре 1917 года под руководством большевиков состоялись стачки на многих харьковский предприятиях, и 19-летний слесарь Жезлов принял в них участие. А в декабре он вступает в ряды Красной Гвардии и едет воевать в Донбасс. Провоевав чуть более месяца, он вступает в РКП(б). "Товарищи оказали мне доверие, и я стал большевиком", - вспоминал Жезлов. Вскоре кавалерист Жезлов принял участие в одном из самых знаменитых походов гражданской войны - из Луганска в Царицын. Говорят, своего коня он за буйный нрав назвал Махно. После царицынского похода Жезлов воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах.

Директор авиамоторного

Демобилизовавшись из РККА в 1923 году, Жезлов приехал в Киев, где начал работать в окружном суде. Через год Михаил Сергеевич переезжает в Москву и устраивается на фабрику "Освобожденный труд". Он много занимается партийной работой, его замечают наверху и через два года избирают секретарем комитета ВКП(б) авиамоторного завода №24. На ставшем для него впоследствии родным предприятии он проработал до 1928 года, а затем перешел в Бауманский райком партии. В стране полным ходом шла индустриализация, и новым заводам были необходимы командиры производства. Опытных партийцев стали направлять учиться в Промышленную академию. В 1930 году слушателем "кузнецы красных директоров" становится и Жезлов. После окончания академии в 1935 году его возвращают на завод №24 в должности главного механика, а вскоре переводят директором московского агрегатного завода №32. Но окончательно расстаться с авиамоторным заводом ему не удалось.

"Январь 1941 года - сложное для завода №24 время. На предприятии шла серийная сборка авиамоторов АМ-35(А) и с большими трудностями разворачивалось производство АМ-38 разработки ОКБ-24 под руководством А.А. Микулина. В это время М.С. Жезлов и был назначен директором. Он начал большую реорганизацию завода, структурную и техническую. Были созданы отделы реконструкции и технической подготовки. Проводились большие работы по обновлению станочного парка литейных цехов, кузнечно-прессового оборудования, испытательной станции", - пишет начальник центра истории и техники ОАО "Кузнецов" Н.Н. Аладьева.

Моторы для фронта

Каждый месяц наращивался выпуск моторов. Но на митинге 22 июня 1941 года было заявлено, что нужно работать еще лучше. Слова не разошлись с делом. К началу июля было подготовлено государственное испытание уже запущенного в производство двигателя АМ-38, а за первые два месяца войны в полтора раза увеличили выпуск моторов. 20 августа 1941 года завод был награжден орденом Ленина, этой же награды был удостоен и директор Жезлов. Враг приближался к столице, и ГКО принимает решение эвакуировать предприятие на Среднюю Волгу. Последний эшелон с заводчанами ушел в Куйбышев 27 ноября, а уже 25 декабря на испытательной станции заработал первый куйбышевский АМ-38.

В 1943 году на запущенном в сборочном цехе конвейере собиралось по 50 моторов в сутки. "Изделия завода №24 на грузовиках и подводах перевозились к соседям, на самолетостроительные заводы №1 и №18. Моторы устанавливались на штурмовики Ил-2. Заводские летчики их испытывали и передавали военным на фронт", - рассказывают историки завода.

В Куйбышеве за годы войны были произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам фрунзенцев, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный заводом №24. Не забывал директор и о быте заводчан. По воспоминаниям ветеранов, он сумел наладить связь с колхозами, и работники предприятия смогли получать дополнительные продукты. Заводчанам за рекой Самаркой также выделялась земля под огороды, где они выращивали картошку и овощи.

А еще именно генерал-майор Жезлов был одним из организаторов объединенной футбольный команды авиационных предприятий, которая впоследствии получила название "Крылья Советов". "Михаил Сергеевич изыскал фонды, и мы смогли одеться в приличную спортивную форму", - вспоминал бывший председатель Куйбышевского горисполкома и вратарь "КС" А.А. Росовский.

"Летом победного 1945 года за большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков завод был награжден орденом Красного Знамени. Большой группе работников были вручены ордена и медали. Генерал-майору Жезлову присвоили звание Героя Социалистического Труда. В июне 1946 года фрунзенцам на вечное хранение передали Красное Знамя Государственного комитета обороны, которое в годы войны заводом удерживалось в течение двадцати трех месяцев", - рассказывает Н.Н. Аладьева.

Сохранил опытный коллектив

М.С. Жезлов продолжал руководить заводом и после Победы. Как говорят ветераны, во многом благодаря его усилиям удалось сохранить сплоченный заводской коллектив, и многие ценные специалисты остались в Куйбышеве. В Кировском районе было развернуто активное строительство жилья и обустройство жилых кварталов. Часть домов в районе улиц Победы и Воронежской даже получили неофициальное название "Жезловский поселок". Работники авиационных предприятий на совместном воскреснике недалеко от нынешней площади им. Кирова заложили скверы.

"Только в 1949 году на территории завода, в его зонах отдыха, детских учреждениях было высажено более двадцати тысяч деревьев и кустарников, двести тысяч цветов восьмидесяти сортов", - рассказали "ВК" в центре истории и техники ОАО "Кузнецов".

Жезлов приглашал ведущих артистов куйбышевских театров на Безымянку. Например, выступать перед заводчанами приезжали Г.А. Шебуев и З.К. Чекмасова. Директор моторостроительного продолжал помогать и "Крыльям Советов". Ветераны куйбышевского футбола рассказывали, что дополнительные продукты во время проведения сборов весной 1947 года выделил именно Жезлов.

Фрунзенцы строили детские сады, дома отдыха и заложили фундамент клуба "Мир". Михаил Сергеевич добился, чтобы в жилом районе завода появился колхозный рынок. Он встретился с начальником тыла Вооруженных сил СССР генералом А.В. Хрулевым, и тот выделил из трофейного фонда несколько разборных авиационных ангаров. В 1947 году базар на улице Калинина начал работу. Безымянский рынок существует и в настоящее время.

М.С. Жезлов вместе с директорами других безымянских заводов внес свою лепту и в развитие городского транспорта. Еще в конце войны трамвайная линия Полевая - УОС (проходила по нынешним улицам Краснодонской и Победы) была продлена до Юнгородка. На Безымянку из центра города стали ходить дополнительные рейсовые автобусы и трамваи, причем их работу финансировал Наркомат авиационной промышленности.

Реактивный двигатель

"В первые послевоенные годы заводом, совместно с ОКБ-24, которое возглавлял Михаил Романович Флиский, были созданы и начался серийный выпуск мощных современных авиамоторов АМ-43,М-45,М-47. Но опыт войны показал, что эпоха поршневых моторов заканчивается. Нужны были высокоскоросные самолеты и их большая маневренность. Уже в конце войны появились реактивные самолеты с турбореактивными двигателями. В мае 1949 года завод начал осваивать реактивный двигатель ВК-1. Началась новая полная реконструкция завода, разработка и освоение новых технологий, новых сплавов и материалов", - пишет газета "Время моторов".

В начале 1950 года М.С. Жезлова переводят на работу в Москву. В течение восьми лет он трудится на руководящих должностях на заводе №134 и в КБ Сухого. В 1958 году переходит на преподавательскую работу в Московский авиационный институт. Скончался Михаил Сергеевич 11 сентября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Генерал-майор Жезлов был одним из организаторов объединенной футбольный команды авиационных предприятий, которая впоследствии получила название "Крылья Советов"

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 ноября 2018 года | Дайджест публикаций за 2 ноября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости