Daily Storm
7 ноября 2018, 10:08
Как импортозамещение иностранных долей в проекте самолета МС-21 сделало его дороже
Разработка нового российского авиалайнера МС-21, который называют надеждой российского самолетостроения, за 10 лет подорожала в несколько раз
МС-21 - новый российский пассажирский самолет, который проектировался в России еще с начала 2000-х. Активная разработка машины началась в 2008 году. МС-21 планировали как замену для советских бортов семейства Ту-154. Разработчики надеются, что новые суда также смогут заменить российским авиакомпаниям старый парк лайнеров Boeing. Всего в России намерены выпустить порядка тысячи МС-21.
За 10 лет проект подорожал в несколько раз (согласно данным Счетной палаты (СП) - в 2,3 раза). Из проверки СП следует, что при запуске программы разработчики учли не все риски. Во-первых, в 2007 году они вряд ли могли предвидеть, что российская экономика окажется под международными санкциями. Пришлось разработать отечественные комплектующие для самолета, в том числе российский двигатель ПД-14 и авионику (системы навигации, коммуникации и управления). Встал вопрос о модернизации заводов - они не были готовы к изготовлению деталей для новейшего лайнера.
Мы за ценой не постоим
Если в начале разработки проекта общие затраты планировались на уровне 98-125 миллиардов рублей (речь шла об инвестициях в проект за 2008-2015 годы). Но уже в 2010 году цифры значительно подросли. Руководство "Иркута" сообщило, что финансирование программы МС-21 на 2008-2016 годы составит 190 миллиардов рублей (40% этих средств предполагалось выделить из бюджета). В 2018 году Счетная палата уже оценила общие расходы по проекту в 437,4 миллиарда рублей. Сроки выполнения программы также сдвинулись. Теперь речь идет об инвестициях в нее до 2025 года.
На изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют, заметили в Счетной палате (с 2008 года доллар по отношению к рублю вырос с 23,5 до 65,6 рубля). Сказался и рост инфляции.
Как известно теперь, 100 миллиардов рублей (сумма, изначально близкая к конечной стоимости проекта) необходимо потратить только на техническое переоснащение заводов.
В 2016 году правительство решило также выделить деньги на поддержку продаж МС-21. 100 миллиардов рублей было предложено передать лизинговым компаниям, чтобы те устанавливали на новую машину конкурентоспособную ставку (ставку, по которой авиакомпании будут брать самолет в лизинг). Еще 100 миллиардов предполагалось потратить на создание системы послепродажного техобслуживания и поддержку экспорта самолета.
Всесоюзная сборка
Над проектом работают совместно сразу несколько крупных российских авиапредприятий, основную часть работ выполняют Иркутский авиационный завод (ИАЗ), ульяновский авиационный завод "Авиастар-СП", "АэроКомпозит", Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и "ОДК-Пермские моторы", где разрабатывают двигатель для МС-21.
В мае 2018 года "Иркут" запланировал строительство ангаров для отработки систем нового самолета, а также административно-производственного корпуса завода. Речь идет о постройке 30 строений. Цена вопроса - миллиард 439,5 миллиона рублей. Помимо этого, на сайте госзакупок, а также среди заказов корпорации "Иркут" можно найти десятки других закупок, касающихся модернизации заводов. К примеру, реконструкция одного из корпусов иркутского завода обойдется в 33 миллиона рублей.
Значительных затрат потребовала разработка отечественных комплектующих самолета. Долгое время было непонятно, будут ли МС-21 укомплектованы исключительно двигателем иностранного производства или же пополам с отечественными моделями. В 2010 году, казалось, решение было принято. Вице-президент по маркетингу и внешним связям корпорации "Иркут" Владимир Саутов сообщил, что американская компания Pratt & Whitney станет единственным поставщиком двигателей для МС-21 (она выиграла тендер). Отечественные ПД-14 не успевали создать к намеченному сроку выпуска самолета. Однако впоследствии сроки разработки авиалайнера были перенесены. Сейчас самолет, уже одновременно с отечественным двигателем ПД-14, прошел сертификацию. И на некоторых моделях МС-21 точно будет установлен ПД-14.
Разработка новейшего двигателя обошлась в 60 миллиардов рублей. Это первый мотор такого класса, собранный исключительно в России.
Также в рамках программы импортозамещения разработку основной части авионики передали российским компаниям. Интегратором бортовых систем самолета стало ООО "ОАК - Центр комплексирования". Разработка прототипов авионики МС-21 обошлось корпорации в миллиард 216 миллионов рублей (контракт от мая 2015 года). Вместе с российскими компаниями разработкой авионики занималась американская Honeywell.
Также вырос объем работ по изготовлению деталей из композитных материалов для нового самолета (разработчики решили заменить металлы на композитные материалы, в частности в крыльях лайнера). Производство таких комплектующих оказалось затратным. Разработка крыльев МС-21 обошлась в 292 миллиона рублей. Они собираются на ульяновском заводе "АэроКомпозит".
Впрочем, несмотря на планомерное импортозамещение, самолет по-прежнему остается международным проектом. Помимо Pratt & Whitney, проектирующей двигатели МС-21, в программе участвовали другие иностранные компании. Американская Hamilton Sundstrand должна была поставить системы генерирования электроэнергии, французская Zodiac Aerospace - комплекс средств измерения, топливную и кислородную системы, UTAS - органы управления, итальянская Sirio Panel - внешнюю и внутреннюю светотехнику и пульты управления самолетными системами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Daily Storm». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Аэропорт Кольцово переходит на весенне-летнее расписание
Март 29, 2024
"Швабе" и РОСПРОФПРОМ развивают сотрудничество для защиты интересов работников
Март 29, 2024
От моториста до генерального конструктора: путь в авиации Сергея Ильюшина
Март 29, 2024
Турция на летней карте "России" из Сочи