О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Планшеты в небе

Развитие Интернета вещей (Internet of Things, IoT) сформировало мегатренд, затрагивающий почти все отрасли, в том числе и авиацию

Авиационная отрасль в XXI веке развивается ускоренными темпами. Уже сегодня в США и странах Евросоюза существующая инфраструктура модернизируется и адаптируется к требованиям растущего пассажиропотока, а главными трендами в гражданской авиации 2018 года эксперты называют Интернет вещей, биометрию и кибербезопасность. В России темпы модернизации пока не такие высокие, но и здесь заметны значительные изменения.

Развитие Интернета вещей (Internet of Things, IoT) сформировало мегатренд, затрагивающий почти все отрасли, в том числе и авиацию. Уже сегодня данные, предоставленные путем подключения к системам аэропорта, системам IFE и датчикам, встроенным в сидения, позволяют обеспечить довольно высокий уровень персонализации для каждого клиента.

Из повседневных задач, стоящих перед авиационной отраслью и требующих решения уже сейчас, можно отметить быстрый и простой доступ обслуживающих экипажей к бортовым журналам и техническим руководствам, а также ускоренное выполнение процессов предполетных процедур и подтверждения перед вылетом. Администрация аэропортов, персонал, занимающийся наземными операциями, и технические службы должны иметь доступ к точным и актуальным данным, чтобы обеспечивать достижение двух наиболее важных целей - эффективности и пунктуальности.

Авиакомпании активно пересматривают традиционную концепцию электронной системы бортовой документации и наземного обслуживания. Уже сейчас в кабине пилотов вместо бумажной документации - защищенный планшет на базе ОС Windows, а для выполнения оперативных форм технического обслуживания воздушных судов используются защищенные ноутбуки, что позволяет техническим специалистам заказывать запасные части в режиме реального времени и сократить время на подготовку судна.

При наземной эксплуатации и обслуживании воздушных судов для координации всех процессов - заправки топливом, доставки груза в самолет, перевозки багажа и пассажиров, а также удалении льда на взлетно-посадочной полосе - используются специализированные планшеты с высокой степенью защиты, устойчивые к любым погодным условиям.

Решения такого уровня для авиационного сектора сегодня разрабатывают лишь несколько компаний, среди которых лидирует японская корпорация Panasonic, занимающаяся в том числе разработкой защищенных мобильных решений для b2b сектора. Уже несколько лет компания возглавляет рейтинг NPS (Net Promoter Score) в категории производителей защищенных мобильных решений. По данным глобального исследования VDC Research, японский вендор был признан самым надежным поставщиком защищенных ноутбуков и планшетов для бизнеса в Европе и США.

Компания обеспечивает персонал аэропортов и авиакомпаний ноутбуками и планшетами Toughbook и Toughpad с высокой степенью защиты, сертифицированные по высшим стандартам авиационной отрасли, имеющие аккредитацию RTCA и сертификат DO-160D. С их помощью сотрудники аэропортов получают доступ к информации в режиме реального времени, что позволяет предотвратить возможные инциденты, повысить качество управления доступными ресурсами и сократить время, необходимое для выполнения повседневных задач.

Устройства могут использоваться в качестве замены бумажной бортовой документации при наземном обслуживании воздушных судов (например, обслуживание и ремонт самолетов, заправка топливом и осмотр наземного оборудования, багажных и пассажирских транспортных средств), а также крупного и капитального ремонта. Даже самые компактные планшеты Toughpad с диагональю экрана 7" и 10" устойчивы к воде и пыли (соответствие стандарту IP65), выдерживают падение с высоты 180 см, могут использоваться в условиях высоких и низких температур. Благодаря установке таких устройств на транспортном средстве персонал может получать данные, находясь в машинах для удаления льда, автобусах по перевозке пассажиров или аэродромных тягачах.

Сотрудники аэропортов отмечают, что такие устройства как "компьютеры Panasonic Toughbook идеально подходят для наших потребностей использования всеми техническими службами в аэропорта" (Александр Уинклер, менеджер технического обслуживания аэропорта в Вене).

Преимуществ от использования в авиации мобильных технологий на всех уровнях действительно много. По словам Димитриса Боутолоса, представителя компании Iberia, "защищенные мобильные решения обеспечивают повышение эффективности всех рабочих процессов, связанных с обслуживанием самолетов, пунктуальности, отсутствие бумажной документации, а также экономические и экологические преимущества".

Защищенный планшет Panasonic Toughpad, который также является частью решения электронной системы бортовой документации, позволяет авиакомпаниям сократить вес на борту самолета за счет отказа от использования бумажных полетных инструкций, сэкономить время, необходимое на обновление печатных материалов, а также получать технологические преимущества от возможностей подключения к бортовым системам воздушного судна.

Для создания электронной системы бортовой документации авиакомпания Norwegian Air Shuttle использовала планшеты модели Toughpad FZ-G1 с решением от Scandinavion Avionics. "Мы верим в эффективность концепции электронной системы бортовой документации. А тот факт, что в настоящее время традиционная система будет заменяться авиакомпаниями на современную, свидетельствует о том, что мы находимся на правильном пути", отмечает Майкл Р. Трульсон из Norwegian Air Shuttle.

FZ-G1 - первое устройство, в полной мере соответствующее стандартам устойчивости к влаге, пыли и ударным нагрузкам, в котором используется передовая технология IPSa Panel от Panasonic для обеспечения отличной читаемости дисплея под открытым небом. Такие планшеты также используются инженерами и членами экипажей на бортах BA CityFlyer, подразделения British Airways, в качестве электронного журнала класса 1, что не требует дорогостоящих модификаций или обновлений инфраструктуры в самом воздушном судне.

Устройство служит для записи информации о полете, технических данных по каждому полету, а также показывает текущий статус технического обслуживания воздушного судна. Данные о полете и технические данные заносятся в Toughpad с помощью сенсорного экрана, после чего осуществляется немедленная передача информации на серверы, которые связаны с системой технического обслуживания BA CityFlyer. Это позволяет избежать необходимости ручного ввода данных, а также дает возможность вывода страниц технического журнала в формате pdf. Инженеры и члены экипажа BA CityFlyer могут получать данные о воздушном судне в режиме реального времени с помощью веб-приложения или через систему технического обслуживания BA CityFlyer.

"Сочетание планшетов Panasonic Toughpad и приложения ETL от NVable позволяет всегда иметь точную и актуальную информацию, а также помогает инженерам и членам экипажа быстрее и качественнее готовить судно к полету, что улучшает эффективность деятельности компании, - объясняет Дейв Купер (Dave Cooper), руководитель службы технического обслуживания BA CityFlyer. - Мы перешли на новый Toughpad в том числе из-за их производительности и надежности: за четыре года ни одно устройство не пришлось ремонтировать".

Использование защищенных планшетов ускоряет передачу информации в систему технического обслуживания авиакомпании, предоставляет инженерам и экипажу воздушного судна актуальную информацию о его техническом состоянии, что, в свою очередь, позволяет уменьшить время подготовки воздушного судна к полету и значительно облегчить планирование технического обслуживания. ETL содержит также данные о топливе, с помощью которых создаются отчеты о выбросах углекислого газа, а также другую информацию, например процедуры противообледенительной обработки.

В России модернизация авиационной отрасли тоже набирает обороты. В 2016-2017 крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот", член глобального авиационного альянса SkyTeam, внедрила резервную систему электронной документации в кабине экипажа (EFB) на базе защищенных планшетов Panasonic Toughpad FZ-G1.

Компания Panasonic уже обладает богатым опытом внедрения систем EFB в разных странах мира. Ее продуктами пользуются пилоты авиакомпаний EasyJet, British Airways, Pegasus Airlines, Finnair и других. По подсчетам Pegasus Airlines, только в прошлом году использование Electronic Flight Bag (EFB) позволило сэкономить 11 млн евро (135 000 евро с каждого судна).

Для внедрения системы EFB на воздушных судах Panasonic поставил авиаперевозчику 170 защищенных планшетов Toughpad FZ-G1. Система EFB призвана заменить собой 20-килограммовые чемоданы с полетной документацией (навигационные карты, РЛЭ, РПП, MEL, сборник действий экипажа в нештатных ситуациях (QRH) и проч.), которые до последнего времени были вынуждены носить пилоты. Защищенные планшеты могут быстро предоставлять все необходимые данные в электронном виде, повышая эффективность работы летного состава, сокращая время на заполнение отчетов, обеспечивая возможность сбора и надежного хранения аналитики. Оперативное обновление информации на устройстве снижает вероятность ошибок при ее обработке и использовании в полете. Кроме того, сокращение числа бумажных носителей способствует сокращению расходов на их поддержание.

Основными аргументами в пользу Toughpad FZ-G1 стали соотношение цены и функциональности, возможность установки и использования программных продуктов Jeppesen, а также наличие сертификатов: на разгерметизацию (10000-40000 футов), на электромагнитное излучение в соответствии с требованиями RTCA DO-160G, на аккумуляторную батарею в соответствии с требованиями UL 1604, на вибро- и удароустойчивость в соответствии с требованиями MIL-810G, на температурный режим в соответствии с требованиями MIL-810G.

Ян Кемпфер, директор по маркетингу Panasonic Computer Product Solution

Расскажите подробнее, как планшеты Panasonic используются в авиации?

- Наши планшеты, в основном, используются в трех зонах: внутри кабины пилота как электронный бортовой журнал, во время обслуживания бортового судна во время стоянки или подготовки к следующему рейсу и во время оперативного технического обслуживания бортов.

Какую кастомизацию чаще всего заказывают клиенты?

- Один из наиболее типичных вариантов - мы делаем под требования заказчика назначение "жестких" кнопок и проводим дополнительную сертификацию, в данном случае сертификацию консорциума авиаперевозчиков RTCA.

А что касается операционной системы, программного обеспечения?

- В стандартном варианте мы предоставляем традиционные операционные системы - Windows Pro либо Android - в зависимости от устройства. Мы не производим программное обеспечение, этим занимаются специализированные компании. Однако мы можем модифицировать программное обеспечение, которое влияет на то, как работает наше оборудование. Например, для планшетов, которые находятся в кабине пилота, было необходимо снизить затемнение до максимального уровня. Соответственно, программное обеспечение было обновлено, чтобы это требование было выполнимо.

Авиакомпания может заказать, например, айпады, которые будут дешевле. В чем преимущество именно планшетов Panasonic Toughpad?

- У нас очень высококачественный сертифицированный продукт, который нацелен на профессиональное использование, помимо этого мы обеспечиваем заказчику экосистему для дальнейшей интеграции и использования на борту. У потребительских планшетов короткий срок службы, нет необходимой сертификации, и они часто выходят из строя. Наше же устройство нацелено на долгосрочное использование.

Насколько сложно авиакомпании внедрить это решение? Требуется ли какое-то специальное обучение летного персонала? Сколько времени это занимает?

- Зависит от каждой конкретной ситуации. Мы работали в некоторых проектах, когда разработка системы занимала больше года, - все зависит от типа системы, в которую планшет интегрируется. Например, система может быть простая, где достаточно просто принести оборудование на борт и включить. Есть более сложные системы, которые требуют дополнительного обучения персонала. Процесс может занимать от одного до шести месяцев - все зависит от конкретного случая, каких-то стандартных решений в этом смысле нет.

Каким образом осуществляется послепродажное обслуживание?

- Здесь все зависит непосредственно от индивидуальных договоренностей с конечным заказчиком. Клиент может обратиться в Panasonic - у нас есть базовый helpdesk в Европе - или непосредственно к производителю программного продукта.

Кто сейчас основные клиенты в России и странах СНГ?

- В России мы тесно сотрудничаем с компанией Аэрофлот. Сейчас они используют порядка 170 наших устройств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Корпорация Panasonic». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка