О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Региональную авиацию накачают субсидиями

Минтранс предлагает удвоить расходы бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла

Минтранс предлагает удвоить расходы бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла. Авиаперевозчики считают, что мера позволит увеличить маршрутную сеть и создаст условия для выхода на рынок российского ближнемагистрального SSJ 100. Эксперты считают, что часть расходов по программе при наличии альтернатив в виде железнодорожного и автомобильного транспорта избыточна.

Правительство РФ предлагает увеличить субсидирование региональных авиаперевозок в ближайшие три года на 15 млрд руб. Поправки внесены в Госдуму ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2019-2021 годы. В следующем году размер ассигнований предлагается увеличить на 4,5 млрд руб., до 7,8 млрд руб., в 2020 году - на 5 млрд руб., до 8,3 млрд руб., в 2021 году - на 5,49 млрд руб., до 8,8 млрд руб. В Минтрансе пояснили, что поправки инициированы в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и в рамках поручения президента Владимира Путина к 2024 году довести долю перевозок, минующих Московский авиаузел, до 50%. Сегодня около 75% рейсов проходит через аэропорты столицы.

В 2018 году Росавиация субсидирует полеты на 175 региональных маршрутах. Софинансирование по части рейсов предоставляют региональные власти. Бюджетные деньги получают 22 авиакомпании, в числе которых "Аврора", "Азимут", "Ютэйр", "Сибирь", "НордСтар". По данным Росавиации, по состоянию на 7 ноября участники программы перевезли 530 тыс. человек, освоив 2 млрд руб. "Большая часть авиакомпаний без субсидий на региональные перевозки просто прекратит свою деятельность из-за убытков", - объясняет собеседник "Ъ" в авиационной отрасли.

"Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую", - Владимир Путин, президент РФ, в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года.

Совладелец авиакомпании "Руслайн" Николай Уланов считает, что увеличение объема субсидий позволит расширить региональную маршрутную сеть и впоследствии увеличить использование лайнера SSJ 100 на региональных перевозках. "Даже при наличии альтернативы в виде железнодорожного транспорта авиация остается более удобной для пассажира, так как экономит время и силы", - отмечает господин Уланов. Он подчеркивает, что субсидии должны направляться на перспективные маршруты, а финансирование должно продолжаться до тех пор, пока они не начнут окупаться. "Пассажиры привыкли по многим направлениям летать через Москву. Ожидать, что они сразу переключатся на условный рейс Воронеж-Казань, нельзя. Без субсидий любая авиакомпания обанкротится через несколько лет после запуска такого маршрута", - полагает Николай Уланов.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что увеличение Минтрансом субсидий на региональные перевозки соответствует позиции президента РФ: основной объем бюджетного финансирования направляется на компенсацию расходов авиакомпаний. Он полагает, что мера приведет к расширению региональной маршрутной сети. Но, по мнению господина Крамаренко, субсидировать стоит далеко не все существующие направления. "Структура авиаперевозок отражает сложившиеся экономические взаимосвязи в России. Безусловно, компенсация нужна по тем направлениям, где у авиатранспорта нет альтернативы. При этом непонятно, зачем субсидировать маршруты, у которых есть альтернатива в виде железнодорожного или автомобильного транспорта. Компенсация расходов на условном маршруте Ростов-Краснодар напоминает субсидию на роскошь", - говорит эксперт.

"Сейчас средняя субсидия на одного привлеченного пассажира по региональной программе превышает 8 тыс. руб., самостоятельно наши пассажиры оплачивают не более 25-35% стоимости перелета", - продолжает Андрей Крамаренко. Он отмечает, что поддержка региональной авиации в принципе обходится недешево - к примеру, в США по похожей программе EAS средняя субсидия на одного пассажира превышает $200....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка