О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Есть ли будущее у тверской санавиации?

Во времена Союза в тогда еще Калининской области был создан свой отряд санавиации, который действовал с пятидесятых годов и был расформирован уже в середине девяностых

Тот, кто следит за новостями нашего региона, наверняка не раз встречал в ленте сообщения о вылете санитарного вертолета МЧС в очередной отдаленный уголок Верхневолжья. А вот о деталях задумываются, скорее всего, немногие.

Известно, что наша область - крупнейшая в ЦФО, отсюда особенность: удаленность целого ряда муниципалитетов от областного центра. Так, к примеру, от Торопца до Твери по трассе нужно преодолеть свыше трехсот километров, от города Бологое - порядка ста восьмидесяти. И хорошо, если это не вопрос жизни и смерти. Безусловно, в райцентрах есть свои медучреждения. Но, к сожалению, бывают случаи, когда помочь пациенту могут лишь в областной столице, и тогда санитарный вертолет, способный оказаться в любой точке региона за час-полтора, просто необходим. Особенно если вспомнить, что помимо большой площади у нас еще и низкая плотность населения, и не все муниципалитеты еще охвачены сетью ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), да и специалисты нужного профиля есть не везде. Добавим сюда еще и труднодоступность многих сел и деревень для автомобилей скорой помощи.

Раньше были времена…

Во времена Союза в тогда еще Калининской области был создан свой отряд санавиации, который действовал с пятидесятых годов и был расформирован уже в середине девяностых. Как и многое то, что создавалось годами, было утрачено, а новое еще находилось в процессе становления. Действительно, МЧС России тогда занялось формированием собственного авиапарка, но тверской регион это затронуло не сразу. Чуть забегая вперед, скажу, что отложилось это аж до текущего десятилетия.

Нет, я ни в коей мере сейчас не собираюсь превозносить советскую эпоху и макать в грязь нынешнюю. Но давайте посмотрим правде в глаза: в "те самые" времена Верхневолжье покрывала сеть действующих малых аэродромов, существовали даже местные пассажирские авиаперевозки. Так, взглянув на соответствующую карту, можно открыть для себя много нового: Ржев, Нелидово, Торопец, Осташков, а также другие города и даже села были связаны сетью авиалиний. Увы, в начале девяностых это все было утрачено, равно как и регулярное судоходство по Волге, но это уже тема отдельной статьи.

Отсылка к советскому прошлому была дана не для того, чтобы вызвать в читателе чувство ностальгии. Это исключительно практическая точка зрения: малая авиация в столь огромных по площади регионах, как наш, обязательно должна быть. И пусть пассажирские перевозки, скажем, из Толмачей, уже не вернуть, материально-техническая база может использоваться по другому назначению. И прежде всего - в авиации медицинской. Причины были перечислены выше, но возьму на себя смелость кратко их повторить для наглядности:
  1. Большие расстояния и низкая плотность населения.
  2. Недостаточное количество медучреждений и узких специалистов в районах.
  3. Наличие труднодоступных для машин скорой помощи населенных пунктов.
О необходимости перехода санитарной авиации на новый уровень уже давно говорят, на данной теме сломано немало копий, но суть одна: передовой нашу область в этой сфере пока точно не назовешь. И весьма странно, когда попытки изменить ситуацию натыкаются на негатив и неуместные шутки про "мажоров". Поясню: когда областное руководство заявило о том, что до конца года в Верхневолжье появятся дополнительные оборудованные площадки для вертолетов, были озвучены, мягко скажем, разные мнения. И в их числе такое - площадки, мол, строятся не для санавиации, а для чиновничьей верхушки и обладателей тугих кошельков с их частными "стрекозами" производства компании Bell.

Так у нас всегда - либо грязь, либо всеобщее благоденствие, третьего не дано. Во всяком случае, подобное впечатление складывается при чтении комментариев к новостям. Негатива полно, а действительно значимое событие тонет в восклицаниях вроде "лучше бы дороги сделали". Фраза, кстати, уже стала интернет-мемом, а дороги ведь начали делать. Почему бы не поговорить об этом? Да и что предлагают нам критики вертолетных площадок? Отказаться от их строительства? "Забить" на развитие санавиации?

Время собирать крылья

Видимо, эти люди позабыли, что после расформирования в девяностых собственного отряда у Верхневолжья вообще не было подобной службы аж до 2011 года. Напомню, тогда впервые начал нести дежурство вертолет Ка-32А, базировавшийся на полуживом аэродроме Змеево. Одна-единственная машина осуществляла вылеты во все районы нашей немаленькой области, а еще она была задействована при тушении и мониторинге лесных пожаров. И тогда использовать ее по направлению санавиации было по понятным причинам невозможно.

Так было вплоть до июля прошлого года, когда благодаря решению областного правительства и участию в специализированной федеральной программе в Верхневолжье появился вертолет Ми-8 с медблоком. Эта машина используется исключительно для нужд санавиации, экипаж и медперсонал находятся на круглосуточном дежурстве. Что же касается Ка-32А, до этого выполнявшего вылеты в одиночку, то он по-прежнему наготове, правда, уже в качестве резервного. Но даже этого, по сути, мало для региона с большим количеством удаленных сел и деревень.

И кто в этом случае, простите, "мажор"? Бабушка с инсультом из Фирова или парень с острым перитонитом из Весьегонска? О чем мы вообще говорим и как только поворачивается язык лить критику в адрес санавиации, спасающей человеческие жизни!

Вернемся непосредственно к тому, с чего начали - к вертолетным площадкам. Сейчас помимо областного центра подобные сооружения, отвечающие всем современным требованиям, есть в Торопце (на территории ЦРБ) и в Ржеве (возведена в текущем году). Еще в пяти муниципалитетах используются ведомственные площадки (Андреаполь, Старица, Осташков, Зубцов и Конаково). И речь на недавнем заседании правительства в очередной раз шла о строительстве новых площадок на территориях районных больниц.

Подчеркиваем: посадочными площадками для вертолетов будут обеспечены не какие-то частные усадьбы и не административные здания, а медицинские учреждения. Пока же в большинстве случаев мы имеем дело с так называемыми "навигационными точками", но не с полноценными местами для взлета-посадки.

Конечно, одними лишь площадками всех проблем не решить. Нужны новые вертолеты, нужно расширение сети медучреждений, крайне необходимо решить острый вопрос дефицита кадров в сфере здравоохранения. Есть и весьма специфические проблемы, связанные с рельефом местности и неудачной советской административной реформой. Один из наиболее ярких примеров: Первомайское сельское поселение Конаковского района. До райцентра, где находится ЦРБ, по прямой всего 16 километров, да вот беда - нужно пересечь реку Созь и Иваньковское водохранилище. Моста нет, есть только платная паромная переправа в Юрьево-Девичьем. И до Конакова приходится добираться через… Тверь. Это сорок километров по трассе, затем еще примерно пятьдесят пять до районного центра. На выходе крюк почти в сто километров, и это лишь в один конец. Представили путь "скорой" из Конаковской ЦРБ в поселок 1-е Мая или то же Юрьево-Девичье?

Отмечу, что проблему в целом удалось решить - муниципалитет договорился с соседним Калининским районом, и пациентов из Первомайского принимает местная ЦРБ. Но будем откровенны: это полумеры. А значит, вот и еще один животрепещущий пример того, что развивать санавиацию не просто нужно - крайне необходимо. И строительство площадок, если уж на то пошло, уже смелый шаг.

И не будем забывать о ДТП на трассах, когда подчас дорога каждая минута - изначально санитарный вертолет в Тверской области планировалось использовать как раз для вылетов на подобные случаи. Но, как показала практика, чаще всего санавиация используется для транспортировки "сложных" пациентов, в том числе детей.

Что касается критиков санавиации, я бы рекомендовал им поинтересоваться статистикой летальных исходов по причине того, что "скорая помощь" по той или иной причине не смогла доехать до пациента. Многих мог бы спасти вовремя вылетевший вертолет. Но жизнь, увы, не признает сослагательного наклонения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Тверь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка