О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолет ВКС России Ил-276

В России ведется подготовка к опытно-конструкторским работам по проекту среднего военно-транспортного самолета Ил-276

В России ведется подготовка к опытно-конструкторским работам по проекту среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Об этом сообщает пресс-служба ПАО "Ил". Эскизное проектирование машины планируется завершить в 2019 году. Ил-276 должен заменить в войсках советские Ан-12 и Ан-26. Первые самолеты будут оснащены двигателем ПС-90, а последующие серийные образцы - новейшим ПД-14. Машина поднимется в воздух в 2023 году, в 2026-м начнутся серийные поставки. В чем уникальность проекта Ил-276, выяснял RT.

Специалисты ПАО "Ил" рассчитывают завершить в 2019 году эскизное проектирование среднего военно-транспортного самолета (СВТС) Ил-276. В настоящее время уже утвержден перечень соисполнителей опытно-конструкторских работ. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Ранее Минобороны РФ утвердило тактико-техническое задание на Ил-276. Разработчик уверен, что самолет будет соответствовать самым высоким требованиям и на несколько десятилетий станет "одним из основных средств военно-транспортной авиации".

Ил-276 сможет перевозить грузы массой 20 тонн на расстояния до 2000 км. Максимальная скорость самолета составит 800 км/ч. Машина будет способна взлетать и приземляться на грунтовые и искусственные взлетно-посадочные полосы (ВПП).

Внешне Ил-276 напоминает уменьшенную копию тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76. В частности, обе машины выполнены по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом (высокоплан). Также у обоих самолетов одинаковое сечение грузовой герметичной кабины.

Предполагается, что Ил-276 заменит в вооруженных силах средние советские самолеты Ан-12 грузоподъемностью 20-25 тонн. Советская машина вмещает 90 военнослужащих (или 60 парашютистов). Также в грузовом отсеке могут разместиться две боевые машины десанта.

В настоящее время в России эксплуатируется порядка 70 Ан-12, свыше 40 единиц находятся на хранении. Производство Ил-276 будет развернуто на АО "Авиастар-СП" (Ульяновск). Объем выпуска может составить 12 машин в год.

Сжатые сроки

Ил-276 разрабатывается на базе Ил-214, многофункционального транспортного самолета (МТС, или МТА (от Multi-role Transport Aircraft). Этот проект был запущен в 2010 году совместно с индийской корпорацией Hindustan Aeronautics (HAL). В 2012 году стороны договорились о начале проектировки машины.

В первоначальные планы Москвы и Дели входил выпуск 205 самолетов. Россия должна была получить 100 машин, Индия - 45, остальные 65 единиц предполагалось продать третьим странам. Совокупные инвестиции в проект оценивались в $600 млн, стоимость каждого Ил-214 составляла $35-50 млн.

Однако в марте 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил журналистам о приостановлении MTA. По его словам, Россия и Индия за пять лет существования проекта не смогли "найти того решения, которое сторонам было бы выгодно в дальнейшем реализовывать". При этом он подчеркнул, что это не стоит воспринимать как "разрыв каких-то отношений".

Как рассказал в беседе с RT главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов, заказчики из РФ и Индии предъявляли разные требования к MTA. Например, для индийских военных было важно, чтобы транспортная машина превосходно выполняла задачи в условиях высокогорья, а для Минобороны РФ это не имело принципиального значения.

"Скорее всего, разногласия преодолеть не удалось. К тому же индийцы часто настаивают на передаче технологий и развертывании производства на их территории. Это не всегда выгодно владельцу интеллектуальной собственности. Еще один комплекс типичных проблем в подобных проектах - это сроки реализации и финансирование",- пояснил Фролов.

В июне 2017 года главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов заявил, что предприятие продолжает вести разработку среднего военно-транспортного самолета. В октябре 2017 года в интервью ТАСС руководитель программы СВТС в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк сообщил, что Ил-276 должен подняться в воздух в первом квартале 2023-го. Старт серийных поставок запланирован на 2026 год.

Топ-менеджер полагает, что к этому времени начнется "массированное выбывание этих машин (Ан-12) из строевых частей". В связи с этим "время на разработку нового самолета (Ил-276), его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым", констатировал Бевзюк.

В беседе с RT военный обозреватель журнала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко отметил, что окончание ресурса эксплуатации Ан-12 предсказать невозможно. Однако плановая замена парка этих машин действительно нужна.

"Ан-12 зарекомендовали себя как очень надежные и эффективные машины. Транспортники, если они соответствуют нормам летной годности, могут служить и 50, и 60, и 70 лет, и даже больше. Какая ситуация с Ан-12, нам достоверно не известно. Но не будет такого, что все они в один момент перестанут взлетать. Тем не менее производить хотя бы поэтапную замену, конечно, необходимо", - сказал Дрозденко.

Большие надежды

Одной из ключевых особенностей Ил-276 является наличие турбовентиляторной силовой установки.

Под крыльями первых серийных машин будут стоять два двигателя ПС-90А-76. Предположительно, с конца 2020-х годов самолеты будут летать на новейших ПД-14 разработки КБ ОАО "Авиадвигатель" (Пермь).

При этом большинство СВТС и часть транспортников тяжелого класса в мире оснащены турбовинтовыми силовыми установками. Например, американский Lockheed C-130 Hercules летает на Allison T56 и Rolls-Royce AE 2100, Ан-12 - на АИ-20, Ан-70 - на Д-27, европейский A400M - на TP400-D6.

"Можно встретить утверждение, что турбовинтовые двигатели являются более безопасными при посадке на грунтовых аэродромах, так как якобы не затягивают пыль и мусор. В реальности от подобных происшествий не застрахован ни один самолет. Поэтому применение турбовентиляторного двигателя в случае с Ил-276 не имеет какого-то негативного значения", - пояснил Дрозденко.

По мнению собеседника RT, ПД-14 станет унифицированным двигателем для широкого класса транспортных и гражданских самолетов РФ, в том числе для российско-китайского проекта дальнемагистрального лайнера CR929. Применение ПД-14 избавит Россию от необходимости приобретать зарубежные силовые установки.

По словам генерального директора "Технодинамики" Игоря Насенкова, для эффективного приземления на неподготовленную ВПП Ил-276 оснастят агрегатами на основе прочных титановых сплавов. Также самолет получит "систему приседания", которая позволяет уменьшать расстояние между фюзеляжем и грунтом при погрузочно-разгрузочных работах.

По информации дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сертификационные испытания Ил-276 будут совмещены с государственными. Это позволит ускорить введение самолета в строй.

Дмитрий Дрозденко считает, что ОАК и Минобороны РФ возлагают большие надежды на Ил-276. По его мнению, это связано с необходимостью создания в РФ прочного научно-технического задела по теме СВТС из-за кризиса в отношениях с Украиной.

"После распада СССР компетенции в сфере легкой и средней транспортной авиации остались у КБ "Антонова". До 2014 года, несмотря на политические разногласия, взаимовыгодная кооперация между нашими странами продолжала существовать. Но сейчас мы не можем опираться на Киев, а Порошенко своими безрассудными решениями хоронит уникальную авиационную школу", - подчеркнул Дрозденко.

Собеседник RT уверен, что ПАО "Ил" оправдает надежды заказчика.

В перспективе на базе Ил-276 может появиться самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), который специализируется на поставке помех навигационным спутниковым системам противника.

"Не исключено, что Ил-276 в итоге пойдет на экспорт, хотя конкуренция в сегменте СВТС очень большая. В любом случае самолет будет широко востребован на внутреннем рынке. Наверняка появится множество модификаций. И самое главное - наша страна обретет уникальные компетенции в столь важной сфере транспортной авиации", - резюмировал Дрозденко....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка