О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс отложил бронирование

Правительство отсрочит введение новых требований по хранению персональных данных в России при бронировании и покупке авиабилетов с 1 января 2020 года на 31 октября 2021 года

Правительство отсрочит введение новых требований по хранению персональных данных в России при бронировании и покупке авиабилетов с 1 января 2020 года на 31 октября 2021 года. Государство пошло на уступки авиакомпаниям, у которых нет технической возможности в срок завершить реорганизацию работы с данными. Сначала задача казалась в принципе неразрешимой, но в итоге крупные западные системы бронирования согласились обрабатывать информацию в России. Такие планы уже подтвердила работающая с "Аэрофлотом" Sabre, S7 ведет переговоры с Amadeus. По оценкам экспертов, затраты на трансфер данных и технологий могут достигнуть сотен миллионов долларов.

Замминистра транспорта Александр Юрчик, курирующий авиацию, на форуме "Транспортная неделя" 22 ноября заявил, что министерство готовит изменения в июльский проект постановления, обязывающий все компании, предоставляющие авиаперевозчикам услуги онлайн-бронирования и покупки авиабилетов, с 1 января 2020 года размещать персональные данные в хранилищах в России и обрабатывать их на местных серверах. После "консультаций с авиакомпаниями" срок исполнения требований отложен до 31 октября 2021 года.

Исходный документ вызвал напряжение на авиарынке - уже не первый год его ключевые участники и их партнеры среди систем бронирования в один голос говорили о фактической невозможности применять эти требования в отрасли. Профильных отечественных продуктов всего два: новая и малоизвестная Национальная система бронирования (НСБ), разработанная "Ростехом", аэропортом Внуково и ТАИС, и традиционная "Сирена-Трэвел", развитие которой началось еще во времена СССР. Мнения участников рынка и экспертов об адекватности этих систем задачам крупных авиакомпаний расходятся, но в любом случае сам по себе переход был бы дорогим и чреватым массой технологических рисков.

Западные системы бронирования до сих пор не высказывали готовности пойти навстречу клиентам и регуляторам и перевести хранение и обработку данных в Россию, скорее наоборот. Однако теперь ситуация изменилась.

Заместитель гендиректора "Аэрофлота" по информационным технологиям Кирилл Богданов заявил, что Sabre, с которой работает авиакомпания, перенесет данные и процессинг в РФ, причем за свои средства.

Согласно планам партнеров, в 2019 году в России будет зарегистрировано СП Sabre и некой российской компании, где последняя получит контроль. В "Аэрофлоте" не раскрыли название отечественного участника, подчеркнув лишь, что он не связан с авиакомпанией. В Sabre "Ъ" не ответили. Господин Богданов пообещал завершить перенос данных к январю 2022 года, но сделать это раньше технически невозможно, заверил топ-менеджер. Отказ от российских систем он объяснил тем, что они уступают в функционале, "не могут обеспечить потребности авиакомпании на глобальном уровне" и годятся только для перевозчиков "второго эшелона" (5-7 млн пассажиров в год).

Второй по величине российский перевозчик S7 в ноябре 2018 года перешел с принадлежащей SITA системы Horizon на Amadeus. Глава директората развития технологий S7 Руслан Верещагин говорит, что компании сейчас также ведут переговоры о переносе данных в Россию. "После решения Sabre у нас появился дополнительный аргумент",- пояснил он. В S7 рассчитывают подписать меморандум с Amadeus в течение нескольких недель.

Точных данных о стоимости услуг иностранных сервисов для российских авиаперевозчиков в открытом доступе нет: стороны не раскрывают цены контрактов, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценкам экспертов, трансфер данных и технологий может обойтись IT-компаниям в десятки, а то и сотни миллионов долларов. "В период активного альянсостроительства в начале 2000-х годов переход авиакомпании из альянса в альянс оценивался в $100-150 млн. С тех пор многое изменилось: технологии ушли вперед, потому и расходы на трансфер должны снизиться",- отмечает глава Infomost Борис Рыбак. По его словам, для работы на глобальном рынке локальный сервис должен быть связан с сервисами других стран шлюзами и интерфейсами. Российские системы не могут этого обеспечить. Собеседник "Ъ", связанный с разработкой НСБ, признает, что продукт "Ростеха" и ТАИС не в состоянии конкурировать с Sabre и Amadeus, но рассчитывает на "постепенную экспансию" после принятия новых требований....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка