Автор: Татьяна Володина
Опубликовано: 26.11.2018, 08:49
 

На границе двух стихий


[image]

Исследование проблем гидродинамики - одно из основных направлений деятельности ЦАГИ. Скорость, эффективность, безопасность - вот главные качества, присущие аппаратам, разрабатываемым в институте.

Основа экспериментальной базы гидродинамики - 202-метровый гидроканал ЦАГИ. Буксировка моделей со скоростью до 15 м/с над поверхностью воды, по ее поверхности и в водной толще позволяет с высокой точностью определять их аэродинамические, гидродинамические и мореходные характеристики. Введенный в эксплуатацию 88 лет назад, в 1930 году, канал до сих пор остается одной из самых востребованных экспериментальных установок института.

Благодаря исследованиям в гидроканале ЦАГИ были созданы самый массовый отечественный гидросамолет времен Великой Отечественной войны МБР-2 конструкции Г. М. Бериева, глиссирующий торпедный катер АНТ-5 конструкции А. Н. Туполева, составивший основу отечественного скоростного торпедного флота в годы войны, первые отечественные суда на подводных крыльях, первая в мире серийная реактивная летающая лодка Бе-10. Исследования 1970-1980 годов позволили построить самолет-амфибию А-40 "Альбатрос" (разработчик - Таганрогский научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева), который попал в Книгу рекордов Гиннесса, установив уникальное количество мировых рекордов - 148, и послужил прототипом самого эффективного в мире противопожарного самолета Бе-200. Без исследований в гидроканале было бы невозможно создание серии не имеющих аналогов в мире отечественных кораблей-экранопланов КМ, "Лунь", "Орленок", "Волга-2".

Важное место в исследованиях гидродинамиков ЦАГИ занимает изучение способов обеспечения безопасного аварийного приводнения объектов авиационно-космической техники. Заключение ЦАГИ о возможности аварийной посадки на воду получают все отечественные пассажирские самолеты. ЦАГИ исследовал посадку на воду отечественного космического челнока "Буран" и спускаемых космических аппаратов. Современные вертолеты последних поколений, включая Ми-38, "Ансат" и др., получили рекомендации ЦАГИ по размерам и компоновке систем аварийного приводнения.

Для оценки динамики аварийного приводнения в исследованиях также используется плавающая катапульта, позволяющая моделировать процессы приводнения и определять критические нагрузки на элементы конструкции. Катапультируемая модель может иметь размах крыла до 4 м, массу до 100 кг и скорость приводнения до 30 м/с.

Скоростной гидростенд ЦАГИ, буксировочная каретка которого разгоняется до скорости 50 м/с, дает прекрасные возможности для исследований в необращенном движении таких сложных явлений, как отрыв потока от тел скругленной формы, возникновение явлений кавитации и прорыва атмосферного воздуха к движущимся под водой с высокими скоростями объектам, например подводным крыльям или элементам системы управления, для моделирования распространения жидкокапельных смесей в спутном следе крыла противопожарного или сельскохозяйственного самолета.

Достижения ЦАГИ в области гидродинамики являются существенным вкладом в развитие отечественной фундаментальной и прикладной механики.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 ноября 2018 года | Дайджест публикаций за 26 ноября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости