Автор: Александр Пинчук
Опубликовано: 26.11.2018, 10:11
 

Этими "птицами" управляют люди

Специалистов в сфере беспилотной авиации готовят в Воронеже


[image]

В ходе ведения вооруженной борьбы одна из важнейших задач - обеспечение командования и штабов всех степеней разведывательными данными. Это ярко показывает опыт войн и конфликтов последних лет. Один из наиболее технологичных видов разведки - воздушная, история подготовки специалистов которой неразрывно связана с развитием отечественной пилотируемой и беспилотной авиации.

Подготовка специалистов в интересах Министерства обороны РФ в области беспилотной авиации осуществляется в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Воронеж). Помимо одноименного факультета, на базе вуза функционирует учебный отряд БПЛА. Он включает в себя группы дистанционного управления и обслуживания. В их арсенале комплекс с БПЛА "Форпост" (средней дальности). В отряд также входят расчеты различных комплексов с БПЛА ("Орлан-10", "Гранат-4", "Леер-3" и др.).

На факультете разработан собственный комплекс автоматического сопровождения и целеуказания объектов

В ходе летной практики операторы управления, полезной нагрузки, дешифрирования информации, а также начальники расчетов комплексов получают опыт выполнения реальных задач с использованием БПЛА "Орлан-10", "Гранат-4", "Форпост" и др.

Специалисты учебного отряда и курсанты на регулярной основе изучают имеющиеся образцы БПЛА, а также знакомятся с разработками в рамках перспективного отечественного комплекса большой продолжительности полета.

Как рассказал начальник Военно-воздушной академии генерал-полковник Геннадий Зибров, подготовка выпускников этого профиля в Воронеже началась в 2013 году в соответствии с решением министра обороны.

За эти годы была создана уникальная учебно-материальная база, которая сегодня позволяет нам комплексно подходить к подготовке таких специалистов (офицеров), которые занимаются изучением вопросов конструкции летательных аппаратов, органов управления этими воздушными судами. Они решают задачи разведки местности, радиоэлектронной разведки и выполняют ударные функции.

- Мы исходили из того, что конструкция летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных, в общем-то схожа. Любая авиация живет по одним и тем же законам и правилам. Это касается и задач, которые выполняет летчик. Отличие в том, что в беспилотной авиации их решает искусственный интеллект, - отметил генерал-полковник Зибров.

По его словам, взаимодействие между факультетами позволяет совершенствовать подготовку специалистов. А результаты совместной работы демонстрировать, например, на трех последних военно-технических форумах "Армия".

- В этом году на форуме мы показали комплексы с БПЛА самолетного типа, а также вертолетного типа, применяемого в области радиоэлектронной разведки, - добавил начальник академии.

На факультете беспилотной авиации налажены конструктивные связи с ведущими вузами, научно-производственными и отраслевыми организациями, в том числе со службой разведки ВКС, Управлением (строительства и развития системы применения БПЛА) Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

- Ученые Военно-воздушной академии тесно сотрудничают с конструкторскими бюро и предприятиями ОПК в рамках развития и перспективного использования беспилотных летательных комплексов. И мы имеем уже конкретные успехи в этой области. Причем уже макетированные модели, а также отдельные запатентованные изобретения по этой тематике с целью дальнейшей реализации их в опытных образцах. Подчеркну, что наши наработки переданы предприятиям ОПК, которые в настоящее время занимаются созданием перспективных комплексов большой продолжительности полета, таких как "Альтиус". При участии наших специалистов и курсантов проводятся испытания комплексов с БПЛА с учетом задач, возлагаемых на них, - рассказывает генерал-полковник Зибров. - Так, например, в этом контексте инженеры и конструкторы от промышленности у нас работают над вопросами совершенствования каналов управления БПЛА, их помехозащищенности. Более того, мы пошли дальше. Если возникает ситуация, когда отсутствует возможность управления БПЛА вследствие воздействия противника на него, то искусственный интеллект позволяет беспилотнику вернуться на тот аэродром, с которого он взлетал, и в автоматическом режиме произвести посадку по тем маякам, которые он сам распознает.

Генерал-полковник Зибров также пояснил, что на факультете беспилотной авиации учатся курсанты по пяти специальностям. Они станут инженерами, которые будут руководить расчетами беспилотных авиационных комплексов.

Выпускник академии предназначен для прохождения службы в подразделениях обработки данных воздушной разведки авиационных воинских формирований ВВС, министерств и ведомств РФ на офицерских должностях инженера и начальника группы обработки разведывательной информации. Кроме того, выпускник по специализации, связанной с применением комплексов с БПЛА, предназначен для прохождения службы в отрядах БПЛА на офицерских должностях: оператор (наблюдения), оператор (дешифровщик), начальник разведки группы.

- Все знания, умения и навыки, полученные ими в стенах академии, безусловно, пригодятся им впоследствии в войсках. Уровень подготовки и квалификация выпускников академии этого профиля предусматривает их распределение во все виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Там они очень востребованы, потому что этот вид подготовки сегодня саккумулирован в единственном в стране вузе - Военно-воздушной академии, - полагает генерал-полковник Геннадий Зибров.

В свою очередь, руководитель секции военно-научного общества Военно-воздушной академии майор Андрей Парфирьев сообщил, что за короткий срок была создана методика изучения структуры динамики полета БПЛА и других особенностей этих комплексов.

- В настоящее время мы разрабатываем собственные модели БПЛА, занимаемся программированием контроллеров, или так называемых автопилотов, а также расшифровываем цифровые изображения, полученные в ходе полета БПЛА, - говорит представитель ВНО вуза.

Лабораторное оборудование, которым обладает кафедра робототехнических комплексов и систем воздушного базирования, эффективно способствует обучению курсантов и слушателей.

- Помимо этого, у нас есть большой потенциал, который мы применяем, проектируя новые беспилотники. Наше оборудование также помогает модернизовать существующие образцы БПЛА. Например, "Орлан-10" и беспилотники кустарного производства, которые попадают к нам, - подчеркнул майор Парфирьев.

Многие курсанты, проходящие обучение на факультете, с детства имеют опыт эксплуатации радиоуправляемых моделей или коптеров. Здесь они открывают для себя новые горизонты беспилотных летательных аппаратов. Среди них БПЛА дальнего радиуса действия.

Эти и другие беспилотные авиакомплексы включают в себя оптико-электронные системы последних модификаций, позволяющие в режиме реального времени передавать координаты отслеживаемых объектов.

- Ранее такие системы были исключительно иностранного производства. Но на базе нашего факультета разработан собственный комплекс автоматического сопровождения и целеуказания объектов, который с помощью модифицированной версии БПЛА коптерного типа решает такие же задачи разведки, как и зарубежные аналоги, - с удовлетворением отмечает руководитель секции ВНО.

Пожалуй, одним из краеугольных камней, лежащих на пути освоения премудростей беспилотной авиации, становится для курсантов и слушателей академии УУТК "Тренировка". О назначении унифицированного учебно-тренажерного комплекса говорит заместитель начальника кафедры наземных систем комплексов воздушной разведки подполковник Алексей Павлович:

- УУТК "Тренировка" предназначен для подготовки операторов комплексов с БПЛА ближнего действия, малой и средней и дальности. Тренажер идентично моделирует весь алгоритм действий работы оператора БПЛА.

На рабочих местах курсанты отрабатывают вопросы предполетной подготовки, постановки боевой задачи, построения маршрута, осуществления взлета, выхода на маршрут, работы в зоне, обнаружения объектов, которые преподаватель моделирует на своем рабочем месте. На тренажере также выдается целеуказание на наземный пункт обработки данных воздушной разведки, выдается целеуказание огневым средствам для поражения объектов и подтверждаются его результаты.

Словом, военные специалисты по применению и эксплуатации средств и систем специального мониторинга - это высококвалифицированные эрудированные инженеры, обладающие фундаментальными знаниями в области дистанционного зондирования земли и цифровой обработки видовой информации, владеющие методологией научного исследования, методикой получения, обработки и анализа данных специального мониторинга с использованием технических средств и систем пилотируемой и беспилотной авиации, способные эффективно эксплуатировать современные комплексы сбора и обработки данных аэрокосмической разведки в составе единой системы автоматизированного управления Вооруженных Сил РФ.

А вот что говорят сами курсанты, отвечая на вопрос, какими качествами должен обладать специалист в области БПЛА.

Курсант факультета беспилотной авиации Максим Вогачев:

- Для оператора БПЛА важны: усидчивость, осторожность, внимательность, предусмотрительность, возможность прогнозировать дальнейшие действия, так как он в целом несет ответственность за решение задачи беспилотным комплексом. При этом непременно нужно соблюдать безопасность полетов так, как этого требуют руководящие документы.

К слову, глядя на интерфейс монитора, можно подумать, что это компьютерная игра.

- На самом деле выполняются очень серьезные задачи, от конечного результата которых зависит очень многое, - заверяет курсант Вогачев. - При использовании БПЛА, так же как и в пилотируемой авиации, есть руководитель полетами, организующий всю летную работу, вдобавок - командир БПЛА, его помощники в качестве операторов полезной нагрузки. Есть и дешифровщики. Как правило, это большой коллектив специалистов.

Максим уверен, что беспилотная авиация - это очень перспективное направление:

- Люди часто устают. Как показывает опыт боевых действий последних лет, за беспилотной авиацией - будущее.

Вместе с тем, повествуя о подготовке специалистов в этой сфере, нельзя обойти вниманием и достижения научной роты Военно-воздушной академии.

О своем пути в науке поделился оператор научной роты рядовой Андрей Лесников:

- У нас был жесткий отбор. Я окончил гражданский вуз по специальности "мехатроника и робототехника". Это и стало решающим фактором при зачислении меня в научную роту.

- Что касается моего направления деятельности в научно-исследовательском центре, то я занимаюсь проблемами обеспечения авиации на беспилотных летательных аппаратах, - продолжает рассказ оператор научной роты. - А в университете я занимался исполнительными устройствами, приводами, электроприводами, пневмоприводами, теорией автоматического управления. Думаю, мои знания пригодились здесь, в научно-исследовательском центре.

Андрей Лесников продемонстрировал стенд с размещенным на нем лабораторным комплексом исследования цифровых систем управления БПЛА, который предназначен для наземной проверки работы всего его оборудования.

- Мы наблюдаем, как беспилотник ведет себя при нагрузке, изменении габаритов. В лабораторных условиях с помощью специальных методик проверяются определенные вводные, которые воздействуют на аппарат, - поясняет суть стендовых испытаний БПЛА Андрей.

В ближайшее время оператор научной роты ВВА Лесников намерен сконцентрироваться на совершенствовании метода резервирования исполнительных устройств.

- Иными словами, предположим, вышел из строя в полете один из шести сервоприводов БПЛА, при этом система должна немедленно отреагировать на его отсутствие и восполнить возникшую нехватку созданием дополнительного момента на крыле беспилотного авиакомплекса, - сказал он, немного раскрыв специфическую терминологию.

 

Дайджест прессы за 26 ноября 2018 года | Дайджест публикаций за 26 ноября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости