Авиаград Жуковский
26 ноября 2018, 10:28
Тридцать лет отдал испытательной работе жуковский летчик
Игорь Вотинцев - Герой России, заслуженный летчик-испытатель, человек нередкой для нашего города профессии
Вся жизнь - под крылом
На вопрос, почему он стал летчиком, наш герой отвечает улыбкой: "У тех, кто родился в Жуковском, одна дорога - в небо". И трудно не согласиться: самая длинная в Европе взлетная полоса авиаграда всегда дает "добро" отважным мечтателям и их крылатым машинам.
Игорь Вотинцев шутит, что "под крылом самолета" он воспитывался с детского сада - здание располагалось на территории, которая позже отошла к ЛИИ.
- Вся жизнь "крутится" вокруг одного места. Даже детский сад мой был напротив здания Школы летчиков-испытателей, где я позже учился, - рассказывает он.
Выбору летной профессии посодействовало и то, что родители Игоря связаны с авиационными предприятиями города. Отец, Виктор Петрович был заместителем начальника летной базы ЖЛИиДБ, а мама, Полина Федоровна работала в ЛИИ техником.
- У родителей было много друзей летчиков, и их пример воодушевлял. Так что о работе летчика-испытателя я знал "из первых уст". Родители всецело поддерживали, - вспоминает Игорь Викторович.
Однако для осуществления мечты пришлось "подрихтовать" здоровье, и даже сделать ЛОР-операцию.
- Опасался, что в летное не возьмут, поэтому параллельно готовился в МАИ. Однако успешно прошел медкомиссию и поступил в Харьковское высшее военное училище летчиков - одно из трех училищ в Советском Союзе, где готовили пилотов фронтовой истребительной авиации, - рассказывает Вотинцев.
- Как попали в Школу летчиков-испытателей?
- Я уже в училище знал, что буду поступать в ШЛИ. Последовательно шел к этому. После училища моя служба в воинской части складывалась успешно, я довольно быстро получил квалификацию летчика третьего класса. Подал рапорт в ШЛИ, однако не поступил - не знал, что брали только летчиков не ниже второго класса, с большим налетом. Пришлось еще послужить в воинских частях, после чего в школу поступил - в 1978 году. За время обучения освоил 12 типов самолетов и их модификаций, в том числе Ту-124, Ту-104, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.
Как учат летать самолеты
- Игорь Викторович, какие испытания проводили?
- В общей сложности я был на летно-испытательной работе 30 лет - с 1980 по 2010 годы. Насколько мне известно, так долго у нас на фирме никто не летал.
В июле 1980 года меня приняли летчиком-испытателем на Московский машиностроительный завод имени Сухого (ныне "ОКБ Сухого"). Первым самолетом, в испытаниях которого пришлось участвовать, стал Су-17М2. В дальнейшем принимал участие в испытаниях Су-24, Су-24М, Су-25, Т-10 (прототип Су-27), С-37 (Су-47 "Беркут").
Участвовал в проекте "морской тематики". В 1989 году сажали самолет на авианосец. Первую посадку на Су-27 сделал Виктор Пугачев. В этот же день на палубу сел МиГ-29, его пилотировал Тохтар Аубакиров. А третий самолет - Су-25 посадил я, в задней кабине был Александр Крутов, который сейчас является начальником Школы летчиков-испытателей.
- Какие полеты запомнились?
- 1987 год, беспосадочный перелет Раменское - Комсомольск-на-Амуре и обратно. Вместе с Николаем Садовниковым на Су-27УБ мы с четырьмя дозаправками в воздухе преодолели расстояние 13 700 километров и пробыли в воздухе 15 часов 42 минуты. На тот момент в истребителях столько никто не летал. Хотя задачи поставить рекорд не было. Насколько я знаю, до сих пор в России это время не перекрыто. А вот Анатолий Квочур в одиночку летал на боевой машине на большие расстояния: более 11 часов в кабине - это очень тяжело.
- Вы первым поставили на крыло легендарный "Беркут".
- "Беркут" - это уникальная машина. Преимущество аэродинамической схемы самолета с обратной стреловидностью крыла давно известно, но до появления композитных материалов не было возможности реализовать проект.
Наш "Беркут" - большой, полноразмерный истребитель формата Су-27, в полтора раза больше американского аналога и в несколько раз тяжелее. В процессе летных испытаний предполагалось проверить многие идеи. Не только аэродинамическую эффективность, но и такие характеристики, как малозаметность, способность летать на "сверхзвуке" без форсажей. Эта машина должна была прийти на смену Су-27 и приблизить конструкторов к созданию самолета пятого поколения.
Героические будни
- За что вы получили золотую Звезду Героя?
- За совокупность летных испытаний. Не только за "Беркут" или посадку на авианосец - за многолетнюю работу летчиком-испытателем.
- На предельных высотах и скоростях, кроме летного мастерства, необходимым условием профессии становится интуиция?
- Интуиция - это знания и опыт. Просто появляется уверенность, что в этой ситуации нужно сделать именно так, а не иначе. Откуда приходит это понимание - не знаю, но в итоге все делаешь правильно.
- Часто бывали в экстремальных ситуациях?
- К счастью, нет, Бог миловал. Не катапультировался. Однако сложные полеты были. Так, когда в 1995 году мы с Игорем Соловьевым на Су-32 возвращались с авиасалона в Ле-Бурже, произошел частичный отказ управления, самолет стало раскачивать. Запросили аварийную посадку в Праге. Для нас расчистили полосу, подогнали спасательную технику. При посадке шасси аварийно вышли, однако колеса оказались заблокированными. Покрышки слетели, диски от трения стерлись, загорелись остатки шин. Из кабины не выбраться - пламя! Хорошо, что огонь быстро потушили.
- Как семья относилась к вашим "героическим будням"?
- С пониманием.
- Чем занимается супруга?
- Чем может заниматься жена летчика? Семьей, внуками, общественной работой. Дина в прошлом медсестра, но сделала выбор в пользу семьи и воспитания детей. Ее мечту о "большой" медицине реализовала наша дочь Ольга - она стала хирургом.
- Ваше напутствие молодым ребятам, которые хотят стать летчиками?
- Главное - мечтать! Не бояться препятствий: все преодолимо, если живешь мечтой о небе.
Досье
Игорь Викторович Вотинцев
Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель России.
Родился 6 марта 1953 года в Жуковском. В 1974 году окончил Харьковское высшее военное училище летчиков. Летал в частях ВВС на самолетах МиГ-21.
В 1978 году был зачислен в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ МАП). С 1980 - на летно-испытательной работе в ОКБ "Сухой". В 1989-м посадил на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Кузнецов") Су-25УТГ.
В сентябре 1997 года впервые поднял в воздух экспериментальный истребитель С-37 (Су-47 "Беркут") с обратной стреловидностью крыла. В 2001 году совместно с летчиком-испытателем Юрием Ващуком испытал многоцелевой грузопассажирский самолет С-80ГП (СУ-80ГП). На самолете Су-32 установил два мировых рекорда высоты с грузом 5 тонн.
С 1988 по 2013 годы Игорь Вотинцев - начальник летной службы Летно-испытательной и доводочной базы ОКБ "Сухой". В настоящее время занимает должность заместителя начальника этой службы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиаград Жуковский». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей