Автор: Надежда Фаткуллина
Опубликовано: 27.11.2018, 18:34
 

Как летает вертолет?

"Комсомолка" рассказывает об удивительной судьбе завода имени В.Я. Климова, который производит двигатели для винтокрылых машин


[image]

В начале ноября в Санкт-Петербурге прошел Северо-Западный промышленный форум, организованный "Ростехом". В 2018 году региональное представительство корпорации отметило первый юбилей - 10 лет. Несмотря на скромный возраст, компании уже есть, чем гордиться.

В честь круглой даты в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого собрались специалисты "Ростеха", руководители ведущих предприятий Северо-Запада и представители правительства города. Обсуждались инновационные технологии и достижения в области автомобиле- и авиастроения, двигателестроения и электроники. Чудеса инженерной мысли демонстрировали тут же, на выставке. Компании представили уникальный медицинский вертолет с реанимацией на борту, камеры для съемки в темноте и бионические протезы рук.

Одной из самых масштабных и удивительных стала экспозиция АО "ОДК-Климов" - старейшего предприятия авиастроительной отрасли и ведущего российского разработчика газотурбинных двигателей. На выставке компания представила свои лучшие образцы - реактивный двигатель РД-33, вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7-117В, двигатель ТВ7-117СТ, предназначенный для нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Все эти агрегаты - гордость петербургской промышленности.

Похвастаться производством подобных двигателей могут лишь шесть стран во всем мире. "Комсомолка" рассказывает, как живет петербургский завод, благодаря которому летают отечественные вертолеты.

104 года

История "Климова" начинается в 1914 году. Предприятие было учреждено как "Русское Рено" и согласно Уставу планировало выпускать автомобили французской марки. Однако грянула Первая мировая война. Завод стал выполнять заказы различных военных ведомств, в том числе выпускать авиационные двигатели для уникальных четырехмоторных бомбардировщиков "Илья Муромец" и гидропланов Григоровича. В 1918 году завод был национализирован, пережил тяжелые годы гражданской войны и в конце 20-х годов 20-ого столетия стал выпускать мотоциклы Л-300.

Во время Второй мировой (Великой Отечественной) войны завод был эвакуирован в Уфу, вошел в состав объединенного двигателестроительного завода. Главной задачей в те годы - была задача серийного выпуска двигателя М-105, который называли "двигателем Победы", поскольку на них летало большинство советских истребителей. Всего было произведено порядка ста тысяч экземпляров. М-105 - самый массовый серийный двигатель в истории авиации.

В 1946 году в Ленинграде создали Опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которое возглавил талантливый советский ученый Владимир Климов. В конце сороковых ОКБ был сконструирован и выпущен реактивный двигатель ВК-1для истребителей МиГ-15б, Миг-17, бомбардировщиков Ту-14.

Новый виток в жизни завода произошел в 60-х. На первого секретаря ЦККПСС Никиту Хрущева во время официального визита в США произвели большое впечатление "заокеанские" вертолеты. По его возвращению было принято решение заняться конструированием для наших вертолетов газотурбинных двигателей.

Тогда появились двигатели ГТД-350, ТВ2 -117, а позднее и ТВ3-117, которые устанавливают на большинство отечественных вертолетов среднего класса - Ми-2 Ми-8 , Ка-31, Ка-50.

Танк и олимпийский факел

Впрочем, гордятся "климовцы" не только двигателями. Они вошли в историю как создатели олимпийского факела для Олимпиады 1980 года. Задание на разработку главного символа олимпиады завод получил от оргкомитета состязаний. Требование были вполне понятные, но сложно реализуемые: факел должен быть удобным и максимально технологичным. Вес изделия не мог превышать одного килограмма, а длина - 650 миллиметров, на его работу не должны были влиять ни сильный ветер, ни проливной дождь. С трудной задачей инженеры справились. Факел сконструировали, испытали и выпустили в количестве 6 200 штук в установленные сроки. Создатели факела получили на эту разработку авторское свидетельство.

Еще одна важная страница в истории завода - создание двигателя для танка. Да такого, что позавидовал весь мир.

Последняя серийная модификация двигателя - ГТД-1250, разработанная к 1986 году для моделей Т-80У и "Черный орел", разгоняла 48-тонную машину до 80 километров в час.

Танк окрестили "летающим". По многим показателям он обошел единственного конкурента - американский танк "Абрамс". В конце 90-х годов на Международной выставке вооружений в Абу-Даби боевая машина поставила рекорд по "прыжкам с горы". Во время испытаний танк пролетел 13 метров. За чудо-разработку "климовцев" наградили Орденом Октябрьской революции.

Три кита

Сейчас АО "ОДК-Климов" - современное предприятие, оборудованное по последнему слову техники. Завод полностью преобразился в 2014 году. К столетнему юбилею был построен современный КПК (конструкторско-производственный комплекс) - административные и производственные здания с новейшей инженерной инфраструктурой и современным оборудованием на улице Академика Харитона. Благодаря этому производство стало более эффективным, издержки снизились, а производительность - выросла.

Разработка, серийное производство и сервисное сопровождение авиационных двигателей - три кита, на который стоит АО "ОДК-Климов". Корпорация обеспечивает весь жизненный цикл изделия: от его "рождения" и до "последнего вздоха".

Как рассказывают сотрудники предприятия, полный цикл создания двигателя составляет 5-7 лет. Его путь начинается с конструкторского бюро. Конструкторы и инженеры создают новое изделие. После выработки оптимального конструкторского решения проект уходит в производство. Любая неточность и небольшая ошибка может повлиять на работу двигателя. Особый этап в работе производства - сборка двигателя, на этом этапе требуется предельная внимательность и точность.

Заключительный этап - испытания. Двигатели устанавливают на испытательный стенд. К ним подсоединяют множество различных датчиков. В процессе испытаний компьютерные программы отслеживают поведение двигателя на разных режимах работы. Например, при повышенных или пониженных температурах.

В авиадвигателе тысячи деталей. Каждое изделие собирают вручную. После этого двигатель проходит множество испытаний продолжительностью в несколько тысяч часов. Эти испытания предшествуют продолжительному этапу получения сертификата двигателя. Только после этого может быть организовано серийное производство. Освоение серийного производства - особая сложнейшая задача, решение которой требует усилий всего коллектива на протяжении нескольких лет.

"Самый сложный продукт"

Сейчас двигатели АО "ОДК-Климов" знают во всем мире. Завод производит двигатели, которые используют в России и за рубежом. Встретить отечественные разработки предприятия можно в 80 странах мира. Причем свою продукцию петербургское предприятие не только поставляет, но и обслуживает после заключения сделки.

Авиационный газотурбинный двигатель - один из самых сложных продуктов, существующих на данный момент в мире. Поэтому такой продукт требует особой организации процесса эксплуатации и обслуживания. Чтобы он работал надежно и был безопасным, предприятие занимается сервисным обслуживанием двигателей, делает местный, локальный и капитальный ремонты, производит необходимые запчасти.

К своему делу "климовцы" подходят максимально ответственно. Работу они выполняют с мыслью, что каждый двигатель - это человеческая жизнь. Поэтому ошибки быть не может.

Площадка для взлета

Сейчас на предприятии трудятся около 2300 человек. Несмотря на это, компания заинтересована в новых одаренных кадрах. В народе говорят: "хочешь сделать что-то хорошо - сделай сам". Этой позиции придерживается и ОДК-Климов. Новых сотрудников они растят сами, а лучших из них поощряют материально. Например, в 2018-19 году стипендии от завода получили 23 петербургских студента.

Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским политехническим университетом, с БГТУ "Военмех", университетом гражданской авиации и другими образовательными учреждениями. В Политехе у нас работает базовая кафедра, - отмечают специалисты авиационного учебного центра АО "ОДК-Климов". - Мы растим сотрудников, погружаем их в работу с первых курсов. После выпуска они могут сразу же к нам трудоустроиться, если проявят себя должным образом. Лучшим кадрам у нас всегда открыта дорога.

Конкретно

В настоящее время "ОДК-Климов" производит двигатели:

ТВ7-117СТ - для перспективных самолетов Ил-112В, Ил-114-300. Данный двигатель отличается высокой экономичностью и надежностью.

ВК-2500 - для модификаций вертолетов Ми-17, а также новейших боевыхМи-28, Ка-52, Ми-35.

ТВ3-117 - универсальная платформа, на базе которой создают различные модификации. Этот двигатель установлен на 95% вертолетов опытно-конструкторских бюро Миля и Камова.

РД-33 - для истребителей марки "МиГ" в 25 странах мира.

Предприятие также разрабатывает и производит БАРКи - цифровые системы автоматического управления двигателями. Они позволяют повысить надежность двигателей, снизить расход топлива и уменьшить общую массу конструкции.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 ноября 2018 года | Дайджест публикаций за 27 ноября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда в Петербурге». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости