О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза

Второй год подряд новичком рейтинга быстрорастущих компаний РБК становится чартерный авиаперевозчик. В прошлом году это была Azur Air, в этом к ней добавилась Royal Flight

Второй год подряд новичком рейтинга быстрорастущих компаний РБК становится чартерный авиаперевозчик. В прошлом году это была Azur Air, в этом к ней добавилась Royal Flight. Обе авиакомпании аффилированы с турецкими туроператорами.

С гендиректором Royal Flight Бесики Квирквия мы встречаемся в новом офисе компании в районе станции метро "Сокол". Сотрудники переехали сюда пару недель назад - в предыдущем офисе на Ленинском проспекте им стало тесно. Пока на новом месте в коридорах стоят коробки с вещами, а таблички на дверях заменяют напечатанные на листах А4 названия отделов.

52-летний Квирквия с детства увлекался авиацией. Он вырос в небольшом городке Зугдиди на западе Грузии недалеко от Черного моря. Рядом с его домом располагался аэродром местного назначения, где базировались кукурузники. "Мне нравилось наблюдать, как кукурузники планируют, сфера авиации стала меня все больше увлекать, поэтому после армии я получил профильное образование", - рассказывает гендиректор Royal Flight в интервью журналу РБК. Он окончил Московский государственный университет гражданской авиации по специальности "инженер-экономист воздушного транспорта".

В кабинете Квирквия из-за переезда пока нет штор, зато на кресле атрибут из кабины пилотов - антимакассар (салфетка, которая кладется на спинку кресла) с надписью "место экипажа". Перед тем как занять пост гендиректора Royal Flight, Квирквия в течение пяти лет был руководителем московского филиала "Донавиа", дочерней компании "Аэрофлота". А до этого работал директором авиакомпании ВАСО, созданной на базе Воронежского акционерного самолетостроительного общества, которое производит самолеты Ил-96. "Господин Путин на таком летает", - уточняет Квирквия.

До 2014 года Royal Flight называлась "Абакан Авиа" и занималась грузоперевозками в России и за границей. Авиакомпания перевозила грузы для миссий Организации объединенных наций, продовольствие для военных, была задействована в поисково-спасательных операциях и медицинской эвакуации. Владельцем "Абакан Авиа" было ЗАО "Корпорация "Соболь", акционерами которой были шесть граждан России. Эта же компания в базе данных СПАРК указана владельцем авиакомпании "Роял Флайт".

Смена курса

Но похоже, что смена собственников авиакомпании произошла в том же, 2014 году, когда она сменила название и профиль деятельности, занявшись пассажирскими перевозками и совершив весной 2014-го первый полет из Москвы в Анталью. "У нас есть иностранные учредители в дружественной нашей стране Турции", - отвечает на вопрос о владельцах компании Квирквия.

Как следует из информации на официальном сайте турецкой группы OTI Holding, сейчас Royal Flight является частью этой группы, владельцы которой - Айхан и Ахмет Бекташи, а также Джошкун Юрт. В авиакомпании говорят, что партнером и основным заказчиком Royal Flight является туроператор Sunmar - им управляет Coral Travel, который также входит в OTI Holding.

"Мы называем их туроператорскими авиакомпаниями: Royal Flight аффилирована с туроператором Coral Travel (Sunmar), Azur Air - с Anex Tour, а в группу Pegas входит авиакомпания Nordwind Airlines и авиакомпания "Икар", - объясняет устройство этого рынка Дмитрий Горин, советник по транспорту руководителя Ростуризма и вице-президент Ассоциации туроператоров.

В апреле 2015 года глава Coral Travel Джошкун Юрт рассказывал в интервью РБК, что у туроператора есть собственная авиакомпания, у нее шесть самолетов, и ее парк будет расти. Юрт не назвал компанию, но тогда у Royal Flight было как раз шесть самолетов, сейчас у компании 12 средне- и дальнемагистральных бортов, все взяты в лизинг (см. инфографику).

В первый год после ребрендинга Royal Flight летала только из Москвы, потом перебазировалась в регионы. Сейчас она совершает международные перелеты примерно из 30 российских городов - Кемерово, Красноярска, Иркутска, Тюмени, Владивостока, Благовещенска и других. "60% наших рейсов совершаются из регионов, потому что в Москве высокая конкуренция, много авиакомпаний", - говорит Квирквия.

Самые популярные направления меняются в зависимости от сезона: весной и летом пассажиры Royal Flight летят в основном в Турцию, а также в Грецию и Испанию, в осенне-зимний период география полетов включает Индию (Гоа), Таиланд и Вьетнам. Турция остается безусловным лидером - летом в эту страну летают 65-70 рейсов в неделю. "При всем уважении к другим странам, детский и семейный отдых в Турции организован лучше всего", - объясняет Квирквия популярность направления.

Минус Египет, плюс Китай

Шампанское, цветы, рояль - так встречали в аэропорту Анталии первых российских туристов, прилетевших после отмены запрета полетов в Турцию. Рейс совершала Royal Flight: на борту находились 332 пассажира, 100% билетов были раскуплены в течение двух дней после начала продаж.

В конце 2015 года Россия прекратила чартерное авиасообщение с Египтом и Турцией. В октябре разбился чартерный борт авиакомпании "Когалымавиа", который следовал по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург. Погибли 224 человека, причиной крушения стал теракт - сработало самодельное взрывное устройство, которое было установлено в хвостовой части самолета. А в ноябре турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 в районе турецко-сирийской границы. Кроме того, с 2014 года Россия переживала валютный кризис из-за падения цен на нефть и введения антироссийских санкций из-за присоединения Крыма.

Запрет на полеты в Турцию длился чуть меньше года, чартерное авиасообщение с Египтом Россия не возобновила до сих пор. "2016 год был провальный, это отразилось на нашей выручке, но мы усилили другие направления", - говорит Квирквия. Пока самые популярные для соотечественников курорты были закрыты, Royal Flight увеличила число полетов в Грецию, Испанию и Тунис, пыталась заниматься корпоративными перевозками (доставила на игру хоккейную команду "Металлург", Магнитогорск), освоила новые направления (Болгария, Хорватия), а также сумела пробиться на желанный китайский рынок. "Китай большой, туристов много, интерес к России огромный", - улыбается гендиректор Royal Flight.

Первый рейс авиакомпании из специального административного района КНР Макао прибыл в Шереметьево 17 мая 2016 года. Туристов возят по "закольцованному" маршруту: из Макао в Москву, потом в Санкт-Петербург, а затем обратно в Макао. Заказы на перевозку Royal Flight получает от китайского туроператора, название которого Квирквия не разглашает.

Разрешение на полеты в континентальную часть Китая Royal Flight получила только спустя полтора года, в 2018 году. "В течение этого времени китайская сторона запрашивает разные документы, потом принимает решение и выдает сертификат", - описывает процедуру Квирквия. Правила для летного экипажа жестче, чем в Европе, сетует он: например, сотрудники авиакомпании должны получать китайскую визу.

Выездной туризм из Китая в Россию за первое полугодие 2018-го вырос на 150% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, сообщило в августе агентство "РИА Новости" со ссылкой на вице-президента крупнейшего в Китае туристического агентства Ctrip Виктора Цэн. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2017 году в Россию приехали 1,8 млн граждан КНР, 1,1 млн из них указали в качестве цели визита "туризм".

Секрет популярности России у китайцев - государственная поддержка выездного туризма, говорит Горин: китайцы летают в Россию, а также через Россию в Европу. Royal Flight вовремя почувствовала эту тенденцию и правильно ее реализовала, считает он. Правда, доля авиакомпании в этом потоке пока небольшая - зимой Royal Flight осуществляет один рейс в неделю из Китая, летом - два.

"Пассажиры очень организованные", - описывает китайских туристов Квирквия. Каждую группу сопровождает "тур-лидер, выполняющий роль гида и переводчика, как в Советском Союзе". Для китайских пассажиров авиакомпания добавила надписи на китайском и адаптировала меню. "Они любят сами кашеварить и просят кипяток в самолете: делают супчики и пьют чай на протяжении всего полета - возят питание в основном с собой", - описывает специфику китайских пассажиров Квирквия.

Среднегодовой рост выручки Royal Flight за последние четыре года составил 61%, но бизнес спокойным не назовешь. "На авиационной перевозке все сказывается: и курс, и политические события. Мы очень чутко чувствуем это, для нас очень болезненны всякие катаклизмы, что природные, что экономические, что политические", - говорит глава Royal Flight.

После 2014 года в России было резкое падение выездного туризма, согласен Дмитрий Горин, но в последние два года растет бизнес компаний, которые специализируются на туристических перевозках. В 2017 году количество авиаперелетов российских компаний росло в среднем на 18%, а чартерные перевозки за тот же период росли на 23-40%. "В последние два года растет зарубежный туризм, все чартерные компании воспользовались ростом туристических поездок", - говорит Горин. Та же Турция в 2018 году поставила очередной рекорд - за девять месяцев туда слетали 5,1 млн туристов, это на 24% больше, чем годом ранее....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка