Опубликовано: 03.12.2018, 09:58
 

Двигатель для самых маленьких


[image]

"В ближайшие 10-20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе" - говорится во вводной части Дорожной карты Аэронет Национальной технологической инициативы. Технология, предложенная ниже, вполне может стать одной из тех, на которой будут базироваться дальнейшие разработки в этой сфере.

Патент: 2663440.

Авторы: Сергей Куница, Тимур Ланевский, Андрей Попарецкий.

Патентообладатели: ОДК - Уфимское моторостроительное производственное объединение (ПАО "ОДК-УМПО").

Изобретение, как указано в описании, относится к газотурбинным двигателям, предназначенным для длительной работы на компактном дозвуковом малозаметном летательном аппарате типа "летающее крыло". Областей применения таких устройств можно найти множество: от геологоразведки и аэрофотосъемки труднодоступных местностей, до доставки грузов, например, в районы стихийных бедствий. Тяги электрических двигателей или роторов как у большинства дронов в таких случаях может оказаться недостаточно, здесь придется опираться на традиционный тип газотурбинного двигателя, который при этом будет органично сочетать мощностные характеристики, компактные размеры и простоту эксплуатации.

Существующие решения в этой сфере имеют ряд серьезных недостатков. Например, сложную систему регулирования расхода воздуха, что приводит к увеличению массы двигателя, снижению его надежности, увеличению гидравлического сопротивления в случае неудачной компоновки привода механизации и так далее. Еще один критический недостаток - отсутствие управляемого вектора тяги выхлопного сопла и отсутствие реверса тяги, что ограничивает маневренность аппарата, а также увеличивает длину пробега при посадке.

Запатентованный российскими инженерами бесфорсажный турбореактивный двигатель состоит из газогенератора, вентилятора, который соединен с турбиной низкого давления, канала внутреннего контура, соединенного с последней ступенью вентилятора и с компрессором высокого давления, а также канал наружного контура, соединенный с последней ступенью вентилятора и со смесителем, который выполнен с нерегулируемыми площадями.

За смесителем в данной конструкции установлен модуль реверса тяги, который позволяет отклонять поток смешанного газа на угол более 90° от направления струи газового потока. За модулем - плоское выхлопное сопло смешанного газа с каналом изогнутой формы, на внутреннюю поверхность стенок которого нанесено радиопоглощающее покрытие. Выхлопное сопло имеет регулируемые площади критического и выходного сечений.

Фактически, изобретателями создан бесфорсажный турбореактивный двигатель, который позволяет регулировать отбор воздуха в канал третьего контура с минимальными гидравлическими потерями. Далее воздух из третьего контура может подаваться в область выхлопного сопла для охлаждения его стенок. Модуль реверса тяги, в свою очередь, дает возможность отклонять поток смешанного газа канала наружного и внутреннего контуров с возможностью несимметричного отклонения вектора тяги в направлении движения летательного аппарата в полете, что повышает управляемость аппарата.

Изобретение российских инженеров позволяет снизить удельный расход топлива при минимальной массе конструкции, повысить маневренные качества летательного аппарата, а также снизить уровень заметности летательного аппарата в задней полусфере, что особенно важно при выполнении военных задач.

Подробности изобретения - в опубликованном патенте.

 
Другие пресс-релизы «Роспатент» | Все пресс-релизы

Дайджест прессы за 3 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 3 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «Роспатент». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости