Опубликовано: 05.12.2018, 17:31
 

"Таджик Эйр" снижает высоту: полоса препятствий авиакомпании Таджикистана


[image]

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон выразил недовольство работой компании "Таджик Эйр".

Глава государства поручил Агентству по госфинконтролю проверить информацию о завышенной стоимости Boeing 767-332, по которой "Таджик Эйр" приобрела авиалайнер.

Но данными слухами проблемы перевозчика не исчерпываются, Sputnik Таджикистан решил вспомнить, что же привело авиакомпанию к кризису.

Что произошло с "Таджик Эйр"

В последнее время расходы компании существенно превышают доходы, а обязательства перед партнерами накапливаются. "Таджик Эйр" фигурирует в списке должников Минфина Таджикистана. Надежды, что пассажиропоток существенно вырастет и покроет растущие расходы, особо нет.

Проблемы у компании копились годами. До 2008-го составными частями "Таджик Эйр" были топливно-заправочный комплекс, аэронавигация, предприятие по продаже авиабилетов и аэропорт. В ходе реструктуризации "Таджик Эйр" разделили. Разные предприятия, ранее входившие в единую систему, стали оплачивать услуги друг друга по рыночной схеме.
В итоге компания взяла на себя все долги некогда единого предприятия и оказалась в худшем положении. Кроме того, на балансе у перевозчика остались старые самолеты, требующие дополнительных затрат на модернизацию.

С 2008-го "Таджик Эйр" была несколько раз на грани банкротства, но, несмотря на это, в 2015-м заняла достойное место в рейтинге безопасных авиаперевозчиков мира. Мониторинг проводился независимым порталом Airlinerating.com среди 407 мировых авиакомпаний.

Власти принимают меры по спасению "Таджик Эйр"

Руководство компании обратилось к правительству Таджикистана с просьбой списать долги, но вместо этого их только заморозили сроками на 7, 5 и 3 года.

Чтобы помочь "Таджик Эйр" обновить парк, президент Таджикистана Эмомали Рахмон в январе текущего года освободил национальную авиакомпанию от выплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе в страну самолетов.

К слову, стоимость Boeing 767-332, который приобрел таджикский авиафлагман, варьируется на мировом рынке от 20 до 150 миллионов долларов, в зависимости от модификации и состояния. Приличная сумма для небольшой компании.

В сентябре правительство выпустило постановление, в котором поручило утвердить специальную программу господдержки "Таджик Эйр" на 2018-2023 годы.

Власти считают, что государственному перевозчику необходимо обновление. В частности, необходимо продать устаревшую авиатехнику, что планируется сделать в период 2018-2019. Самолеты превысили эксплуатационные сроки и уже не подлежат ремонту, или их восстановление принесет большие убытки.

Средства от продажи списанной техники планируется направить на финансовое оздоровление компании. Кроме этого, "Таджик Эйр" нуждается в новой организационной структуре.

Взлеты и падения "Таджик Эйр"

История авиакомпании "Таджик Эйр" берет начало с 1930 года, когда был создан Таджикский авиаузел Среднеазиатских воздушных линий. В 1940-м на его базе возникло Таджикское управление Гражданского воздушного флота, которое в последующем пережило ряд реорганизаций: Таджикское управление гражданской авиации, Государственная авиакомпания "Точикистон", ГУАП "Точикистон", ГУАП "Таджик Эйр".

В 2006-м "Точикистон" переименовали в "Таджик Эйр" и Государственное агентство по антимонопольной политике прекратило регулирование тарифов на международные авиаперевозки, что дало возможность компании самостоятельно устанавливать цены на свои услуги.

Компания осуществляет регулярные полеты в направлении 5 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Новосибирск), а также в Кыргызстан (Бишкек), Казахстан (Алматы), Иран (Тегеран), Индию (Дели), КНР (Урумчи). На местных авиалиниях регулярные полеты выполняются в Худжанд и Хорог.

В ближайшем будущем авиакомпания намерена открыть рейсы Душанбе-Пекин-Душанбе, Курган-Тюбе - Екатеринбург, Курган-Тюбе - Новосибирск, Курган-Тюбе - Казань.

Четыре года назад "Таджик Эйр" была вынуждена уступить часть своих авиарейсов в пользу частной таджикской авиакомпании "Сомон Эйр". Из-за этого государственный авиаперевозчик недополучил 20 миллионов сомони. Компания за год выполнила 793 рейса, что почти на 8% меньше периода 2013-го.

Появление конкурента должно было подстегнуть компанию, но накопившиеся проблемы не позволили осуществить успешное реформирование. Чтобы его осуществить, правительство Таджикистана поручило Госкомитету по инвестициям и управлению госимуществом республики, Агентству по гражданской авиации и самому авиаперевозчику привлечь дополнительные средства путем приватизации пакета акций "Таджик Эйр".

Узбекистан и Кыргызстан па пути к мировым стандартам в авиаперевозках

Однако не только Таджикистан нуждается в трансформации своего гражданского авиакомплекса.

В Узбекистане планируют разделить национальную авиакомпанию "Узбекистон хаво йуллари" на акционерные общества Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports.

А на базе "Авиакомпании специальных авиационных работ" появится общество с ограниченной ответственностью Uzbekistan Helicopters. Также выделят Центр "Узаэронавигация" и передадут в ведение кабинета министров.

Кроме того, планируется передать Госавианадзору полномочия по выдаче разрешений на разовые полеты и строительство объектов вблизи аэродромов, усовершенствовать структуры и увеличить штатную численность Госавианадзора, создать специальный Фонд развития Госавианадзора.

Как ожидают эксперты, все эти меры помогут повысить конкуренцию между компаниями и снизить стоимость авиабилетов. Похоже, в государствах Центральной Азии решили отказаться от советского наследия, когда государственный контроль на транспорте был основан на объединении разных подразделений в единую систему. Хотя именно в этих странах подобная схема сохранялась дольше всего.

Эксперты предостерегают от слишком решительного реформирования авиаперевозок.

"Все отлично понимают, что эта трансформация несет определенные риски, что кто-то в конкурентной борьбе не сможет продемонстрировать ожидаемого роста и эффективности. С подобными рисками столкнулись ряд европейских государств, которые потеряли своих авиаперевозчиков в конкурентной борьбе. Поэтому очень важно быть всегда бдительными", - сказал исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев Sputnik Узбекистан.

Показателен пример Кыргызстана, государственная авиакомпания входит в список предприятий, которые не оправдывают затрат и выставлены на торги. Дошло до того, что у "Эйр Кыргызстан" в какой-то момент остался всего один нормально функционирующий самолет. Руководство возлагает надежды на внешних инвесторов. На продажу были выставлены 49% акций перевозчика, стартовая цена которых составила 188 миллионов сомов.

Что касается таджикской госавиакомпании, Олег Пантелеев уверен, судьба "Таджик Эйр" в руках правительства. Все будет зависеть от условий, при которых акции компании выставят на торги. И сейчас будущее национального перевозчика зависит от того, захочет ли государство развивать перевозки или планирует за счет приватизации решать свои финансовые проблемы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 5 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sputnik Таджикистан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости