Автор: Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Опубликовано: 06.12.2018, 19:17
 

Воздушные стратеги

Сильные и слабые стороны авиационной составляющей ядерной триады


[image]

Стратегическая или, по отечественной терминологии, Дальняя авиация обладает уникальным свойством. Она является частью стратегических ядерных сил (СЯС), но при этом в отличие от Ракетных войск стратегического назначения и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в составе Военно-морского флота может весьма успешно и эффективно применяться в обычной войне.

Эта особенность объясняется тем, что стратегические бомбардировщики могут нести как ядерное, так и обычное оружие. Причем как первое, так и второе может быть либо высокоточным, либо обычным (свободнопадающие бомбы).

Сравнение конкурентов

Стратегические бомбардировщики - очень сложные и дорогие системы. Поэтому в настоящее время они состоят на вооружении только у "большой тройки" наиболее сильных в военном отношении стран мира. Кроме Воздушно-космических сил (ВКС) РФ они имеются еще лишь в ВВС США и Китая. При этом китайские бомбардировщики Н-6 созданы на основе крайне устаревшего советского Ту-16. Хотя последние модификации Н-6 являются глубоко модернизированными машинами, считать их по-настоящему современными все же нельзя. Новый же китайский "стратег" пока не вышел из стадии НИОКР.

При выполнении боевой задачи на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч км) стратегический бомбардировщик именно из-за этой дальности не может иметь истребительного прикрытия.

А против современных ЗРК этим огромным самолетам в любом случае не помогут никакие истребители. Выходов из данной ситуации на настоящий момент три, в США реализованы они все. Огромный по размерам тихоходный В-52, самому новому из которых скоро будет 60 лет, является носителем крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), которые применяет, не заходя в зону ПВО противника. В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способности к длительному полету на малых высотах, а В-2 практически полностью невидим для большинства современных РЛС, поэтому способен дойти до цели на большой высоте, оба этих самолета должны доставлять авиабомбы или ракеты малой дальности почти непосредственно к цели. Развитием концепции В-2 должен стать новый американский стратегический бомбардировщик В-21 "Райдер". Предполагается построить до 100 таких машин для замены всех трех предыдущих типов бомбардировщиков.

При этом американцы давно применяют "стратегов" в локальных войнах и пришли к выводу, что огромная боевая нагрузка этих машин позволяет использовать их в качестве "бомбовозов", способных сбросить на войска противника несколько десятков тонн бомб за один вылет, то есть один стратегический бомбардировщик заменяет до 10 самолетов фронтовой (тактической) авиации. Правда, такой вариант боевого применения реализуется только при условии предварительного полного подавления ПВО противника (либо если у противника вообще нет полноценной ПВО).

Россия не имеет аналога "невидимке" В-2. Аналогом В-52 можно считать Ту-95МС - огромный тихоходный самолет, несущий от 6 до 16 КРВБ Х-55 (дальность полета этой ракеты с ядерной БЧ достигает 3,5 тыс. км). Другой российский "стратег", Ту-160, внешне очень похож на В-1, он также обладает малозаметностью и способен летать на малых высотах. При этом, однако, если В-1 имеет лишь небольшую сверхзвуковую максимальную скорость (1,2 М), то Ту-160 способен достигать скорости 2,1 М. Кроме того, В-1 не может нести КРВБ, а Ту-160 несет до 12 тех же Х-55. Оба российских "стратега" могут применять неядерные КРВБ Х-555 и Х-101, а также обычные бомбы (до 40 т на Ту-160 либо до 21 т на Ту-95МС).

Кроме того, на вооружении российской Дальней авиации состоит сверхзвуковой Ту-22М3, который на сегодняшний день можно считать единственным в мире бомбардировщиком средней дальности. Он несет либо три сверхзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) Х-22, предназначенные для поражения крупных надводных кораблей, в первую очередь авианосцев, либо же до 24 т авиабомб. Нормальная боевая нагрузка составляет 12 т, боевой радиус Ту-22М3 при этой нагрузке - от 1,5 до 2,4 тыс. км в зависимости от скорости и профиля полета. Это позволяет бомбардировщику с российской территории (с учетом ее огромных размеров) достигать почти любой точки Евразии и Северной Африки.

Боевой состав

Стратегические бомбардировщики ВКС РФ входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиадивизий. 22-я дивизия дислоцирована в Энгельсе Саратовской области. На ее вооружении - все 16 Ту-160, в том числе 6-7 модернизированных Ту-160М, и 14 Ту-95МС, в том числе 7-8 модернизированных Ту-95МСМ. 326-я дивизия дислоцирована в поселке Украинка Амурской области, на ее вооружении - 28-29 Ту-95МС, включая 1-2 Ту-95МСМ.

Бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиаполков. 52-й полк дислоцирован на аэродроме Шайковка Калужской области, на его вооружении - 17 Ту-22М3, из которых три оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 "Гефест", позволяющей применять обычные авиабомбы как высокоточные. 200-й полк дислоцирован на аэродроме Белая Иркутской области, в его составе - от 17 до 24 Ту-22М3, в том числе 1-2 с "Гефестом". Кроме того, в составе 40-го смешанного авиаполка (аэродром Оленья Мурманской области) имеется 2 Ту-22М3.

На аэродроме Дягилево под Рязанью размещен 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. На его вооружении состоят 7-8 Ту-95МС и 5-9 Ту-22М3 (в том числе 2-3 с "Гефестом"). Еще три Ту-22М3 имеются в других учебных центрах ВКС, не относящихся к Дальней авиации. Два или три Ту-160 находятся в распоряжении ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском, но они не считаются боевыми единицами. До 150 Ту-22М3 находятся на хранении.

В составе Дальней авиации имеется еще два авиаполка. 27-й смешанный полк (дислоцирован в Тамбове) имеет на вооружении 20 учебных самолетов Ту-134УБЛ и 8 транспортных самолетов. 203-й авиаполк (Дягилево) оснащен 18 заправщиками Ил-78, в том числе 13 Ил-78М. Это единственные заправщики в ВКС РФ, что является ахиллесовой пятой нашей боевой авиации. Для сравнения - в ВВС США имеется 458 заправщиков (еще 175 на хранении), в морской авиации - 77 заправщиков (еще 38 на хранении), причем все они в постоянном режиме обслуживают стратегическую, тактическую, палубную и транспортную авиацию. Наши заправщики всерьез способны обслужить лишь "стратегов", самолеты фронтовой авиации практически не имеют реальных шансов реализовать свои возможности по дозаправке в воздухе - просто из-за слишком малого количества Ил-78. К сожалению, перспектив исправления данной ситуации не просматривается ("Руслана" не ждите", "НВО" от 10.08.18).

Ту-22М3 в качестве "бомбовозов" применялись СССР и Россией в Афганистане, Чечне, Грузии, где один бомбардировщик был сбит, а также в Сирии. Сирийская война стала боевым дебютом для Ту-160 и Ту-95МС, "стратеги" применяли в этой войне КРВБ Х-101 и Х-555. Большая часть полетов осуществлялась с аэродромов Энгельс и Моздок (Северная Осетия) через воздушное пространство Ирана и Ирака. Один из полетов Ту-95МС и Ту-160 для удара по целям в Сирии был выполнен с аэродрома Оленья вокруг всей Европы. Прямой военной необходимости в такой траектории, разумеется, не было, полет вокруг Европы стал демонстрацией наличия у ВКС России "длинной руки", которая может быть использована в конфликтах и войнах любого типа и способна достать до кого угодно.

Перспективы

В ближайшее время предполагается начать серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Он будет выполнен в планере Ту-160, но с совершенно новым бортовым оборудованием и частично с новым вооружением. Планируется произвести до 50 таких самолетов, которые заменят часть нынешних "стратегов".

Сирийская война позволила на практике оценить значение Дальней авиации во внешней и военной политике государства, поэтому ее развитие будет продолжаться. Основой ее должен стать перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), разработка которого ведется с 2009 года. По имеющимся сведениям, в концептуальном плане он будет "русским В-2". При этом, даже по самым оптимистическим оценкам, он не появится на вооружении раньше чем через 10 лет. Именно этим, видимо, объясняется срочное рождение Ту-160М2, а также возникновение планов по модернизации Ту-22М3 по варианту М3М.

Все эти решения носят явно паллиативный характер, но, как показывает опыт других видов ВС РФ, модернизация "старых добрых" советских образцов пока идет у нас гораздо успешнее, чем создание принципиально новых, чисто российских боевых систем. Лет через 10 это станет очень серьезной проблемой, которую невозможно решить без "реанимации" науки и образования. Но этим у нас, похоже, озабочены не очень сильно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 6 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости