Опубликовано: 06.12.2018, 19:26
 

F-35: оптовым покупателям предлагается скидка

А технические неполадки определятся в процессе эксплуатации


[image]

Программа разработки единого истребителя пятого поколения F-35 Lightning II ("Молния II") в трех вариантах для ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также для поставок союзникам Вашингтона, ставшая самым дорогим оружейным проектом в истории, может наконец войти в нормальный режим.

Одноместный всепогодный истребитель пятого поколения с применением технологии малозаметности "стелс" был разработан корпорацией Lockheed Martin в рамках программы Joint Strike Fighter (JSF). Совместно с США в создании многофункционального малозаметного истребителя, который должен прийти на смену целому ряду боевых машин в США и странах НАТО, принимают участие несколько государств: Великобритания вложила в проект 2,5 млрд долл., Италия - 1 млрд долл., Нидерланды - 800 млн долл., Канада - 440 млн долл., Турция - 175 млн долл., Австралия - 144 млн долл., Норвегия - 122 млн долл. и Дания - 110 млн долл.

Линии окончательной сборки сегодня функционируют в Форт-Уорте (США), Камери (Италия) и Нагое (Япония), при этом, согласно данным компании Lockheed Martin, в программе в общей сложности задействовано около 1,6 тыс. поставщиков из многих стран мира, включая более 1,5 тыс. поставщиков из самих Соединенных Штатов, где эта программа позволила создать - напрямую или косвенно - около 194 тыс. рабочих мест (вклад программы F-35 в экономику США специалисты Lockheed Martin оценивают в 31 млрд долл.).

Впрочем, работы, начавшиеся в 1992 году, растянулись на четверть века и стали притчей во языцех в связи с многократно возросшими затратами, которые щедро покрывались из американского бюджета. В настоящее время бюджет программы оценивается в 1,5 трлн долл., включая разработку, производство, обслуживание и создание инфраструктуры для почти 3,2 тыс. заказанных истребителей.

Из-за неконтролируемого расхода средств на продвижение "Молнии II" страны, которые были финансово задействованы в этом проекте, выражали свое недовольство тем, что стоимость истребителя по мере реализации программы из области "дешевого" самолета перешла в область очень дорогого.

Дональд Трамп, став президентом США в 2017 году, заявил, что расходы на создание новейших истребителей пятого поколения вышли из-под контроля, и пообещал американским налогоплательщикам сэкономить миллиарды долларов на военных закупках в целом и на программе F-35 в частности. В какой-то мере это ему удалось сделать - компания Lockheed Martin снизила поставочную стоимость самолетов, а в июне 2018 года отгрузила трехсотый серийный истребитель F-35 Lightning II (всего же по первым 10 серийным партиям разными заказчиками законтрактовано 358 истребителей).

Самой технологически простой и соответственно менее дорогостоящей для ВВС США рассматривается версия F-35A, к настоящему времени с конвейера сошли 197 машин данной модификации. F-35A Lightning II также составил основу в закупках стран-партнеров. На борт этот самолет может взять более 8 т оружия. При этом только данная модификация оснащена встроенной 25-мм авиационной пушкой GAU-22/A, другие варианты "Молнии II" ее не имеют. Максимальная скорость полета достигает 1930 км/ч, боевой радиус без дозаправки - около 1,1 тыс. км, а дальность полета без дозаправки - около 2,2 тыс. км. В мае F-35А впервые участвовал в боевых действиях при нанесении авиаудара Военно-воздушными силами Израиля.

Модификация F-35A стала основой версии F-35I для присоединившегося к программе Израиля и предусматривает использование дополнительного бортового радиоэлектронного оборудования и оружия собственного производства, но внесение изменений зависит от объемов закупок и существующих ограничений, связанных с условиями американской помощи Израилю, которую можно тратить преимущественно на американское вооружение.

CF-35 - самолет для канадских ВВС, отличается от базового F-35A наличием тормозного парашюта, необходимого в условиях эксплуатации с обледенелых ВПП, и рядом других технических особенностей. Впрочем, ситуация с покупкой самолетов Канадой до конца не ясна.

F-35B - вариант истребителя, стартовым заказчиком которого стал Корпус морской пехоты США. На сегодня построено 75 самолетов F-35B Lightning II. Главная отличительная черта - возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. F-35B может развивать скорость порядка 1930 км/ч, нести до 6,8 т средств поражения и совершать полет на дальность 1667 км (без дозаправки). Боевой радиус машины, предназначенной для КМП США, составляет 833 км.

В Пентагоне на эту версию "Молнии II" возлагают большие надежды, так как для их переброски не нужны большие авианосцы, вполне достаточно универсальных десантных кораблей и иных кораблей десантных сил, стоящих на вооружении ВМС США. Возможна также их эксплуатация с береговых аэродромов и ограниченных по размерам площадок. Так, в конце сентября F-35B авиации Корпуса морской пехоты США нанесли удар по боевикам в афганской провинции Кандагар, причем американские самолеты взлетали с универсального десантного корабля "Эссекс", который находился в Аравийском море. О результатах боевого применения публично не сообщалось. Потенциальным районом применения F-35B может стать Южно-Китайское море. Также данную модификацию заказали для своего флота Великобритания и Италия, рассматривается возможность покупки данных самолетов и Японией.

F-35C - палубная модификация истребителя, стартовым заказчиком которой выступили ВМС США. Машина отличается увеличенной площадью крыла и хвостового оперения, что позволит обеспечить более эффективное маневрирование на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный гак. Самолет может нести до 8160 кг различных средств поражения, включая две управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-120C/D и две управляемые авиабомбы GBU-31 JDAM, размещаемые во внутреннем отсеке вооружения. Боевой радиус - 1100 км (вариант ВМС США), дальность полета - 2200 км. На сегодня построено 28 F-35C.

Впрочем, программа создания единого истребителя продолжает подвергаться критике со стороны и политиков, и экспертов. В частности, ряд специалистов полагают, что вряд ли возможно, по крайней мере на сегодняшнем этапе развития техники, обеспечить эффективную реализацию в одной машине тех зачастую противоречивых требований, которые к ней предъявляют заказчики (малозаметность, укороченный взлет, высокие ударные возможности), что, в свою очередь, приводит к тому, что самолет получается как бы посредственным универсалом во всем, но зато не имеет преимущества ни по одному из направлений по сравнению с зарубежными аналогами.

В конце января 2018 года Пентагон подготовил доклад, в котором признал ненадежность F-35 по ряду параметров. Перечень недостатков занимает десятки страниц. Причем 111 дефектов относятся к первой категории сложности и могут привести к гибели или тяжелой травме летчиков. Окончательно ликвидировать недоработки планируется до 2024 года. После аварии в Южной Каролине в сентябре 2018 года США и Израиль приостановили полеты своих F-35, и даже японцы тщательно проверили все свои F-35A, хотя те и отличаются конструктивно от разбившегося F-35B.

Впрочем, отказываться от такой амбициозной программы Америка и ее союзники не собираются - слишком много вложено сил и средств, а самое главное - слишком много времени ушло на создание единого истребителя. В Пентагоне при этом оптимистично заявляют, что намерены ускорить производство F-35, а с увеличением поставок будут происходить изменения и в ценах, которые закономерно будут снижаться и, по прогнозам Lockheed Martin, смогут достичь 85 млн долл. вместе с двигателем F135, разработанным Pratt & Whitney (для английской версии - с участием Rolls Royce Defence). Кроме того, проблему дороговизны самолетов Пентагону удается постепенно решать благодаря участию союзников, внесших свой финансовый и промышленный вклад в дело создания и серийного выпуска F-35.

При этом глава Белого дома дал понять, что Вашингтон ждет дополнительных заказов на американское оружие, о чем постоянно упоминает в разговорах с представителями военно-политического руководства зарубежных стран - союзников и партнеров США.

В частности, на днях появилась информация о том, что Япония рассматривает возможность закупки дополнительно 100 истребителей пятого поколения F-35A/B, хотя первоначально планировалось приобрести 42 новых F-35A. При этом в Японии они будут собираться по лицензии и постепенно должны стать основой национальных ВВС. За один F-35 по первому контракту компания-производитель просила около 94 млн долл., дополнительный заказ на 100 машин оценивается примерно в 8,8 млрд долл., то есть примерно по 88 млн долл. за самолет. Об этом, в частности, пишет издание Nikkei Asian Review.

В свою очередь, Великобритания подтверждает свои планы по приобретению 138 самолетов F-35B, хотя до настоящего времени были законтрактованы только 48 истребителей.

Если США реализуют свои первоначальные планы перевооружения и поставят национальным Вооруженным силам запланированные 2456 самолетов всех модификаций (в том числе 1763 самолетов F-35A для ВВС США и 693 самолета модификаций F-35B и F-35C для ВМС и авиации КМП США), то стоимость одного F-35A для американского бюджета в ценах 2019 финансового года может составить 120,87 млн долл., в том числе 85 млн долл. - непосредственно закупочная стоимость машины, тогда как остальное - это стоимость всех работ по созданию самолета в пересчете на одну машину (общие затраты на НИОКР - 87,63 млрд долл.).

При этом, указывают специалисты, в случае увеличения объемов поставок истребителей семейства F-35 цена на одну машину для союзников США может упасть в 2019 году даже ниже 85 млн долл. (по данным Lockheed Martin, со времени заказа первой партии серийных самолетов закупочная стоимость одной машины упала уже более чем на 60%, и это далеко не предел). К тому же для их бюджетов истребители будут дешевле за счет того, что расходы на НИОКР, а также накладные расходы будут уже оплачены американскими налогоплательщиками.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 6 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости