О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вам - взлет!

В Саратовское училище летчиков набирали более 500 человек, а желающих было втрое больше. Сергей Демьяненко прошел конкурсные испытания без особого труда

Сегодня для него, имеющего за плечами многие сотни часов налета, они уже стали обыденностью. Но когда-то мальчишкой он мечтал взмыть в небо, сердцем восприняв именно эти слова. Откуда знание таких тонкостей? Ведь в семье Демьяненко никого, кто был бы хоть как-то связан с авиацией и мог рассказать о чем-то парню, не было. И, может быть, не было бы сегодня у страны еще одного заслуженного летчика-испытателя, если бы не книга Анатолия Маркуши, которая попалась 11-летнему Сереже на глаза. Затертую в буквальном смысле до дыр, он раз за разом ее перечитывал, представляя себя на месте тех, кто выбрал своей стихией небо… "Разрешите взлет?" - мысленно запрашивал он. "Взлет разрешаю" - как будто звучало со страниц книги в ответ…

Магия слов аса

Анатолий Маркуша написал их свыше сотни, а общий тираж его книг составил (только вдумайтесь!) свыше 15 миллионов экземпляров. Книги Маркуши переведены на 18 языков мира, и подавляющее большинство из них - о летчиках, о том, как человек, преодолевая трудности, обретает крылья, учится управлять не только машиной, но и, конечно, собой. И неудивительно, что одна из них - "Вам - взлет!" - так запала в душу Сереже Демьяненко, да и многим другим советским мальчишкам, что решение связать жизнь с военной авиацией стало делом само собой разумеющимся.

Без всякого преувеличения, можно сказать, что на книгах участника Великой Отечественной войны, летчика-испытателя, освоившего более 50 типов самолетов, Арнольда Лурье, публиковавшего свои сочинения под псевдонимом Анатолий Маркуша, выросло не одно поколение авиаторов. Ведь в его книгах о самолетах, аэродинамике и жизни пилотов все изложено невероятно простым и понятным языком, а каждое слово пропитано беспредельной любовью к небу - ведь автор отдал ему большую часть своей жизни.

- Книга "Вам - взлет!" с детства стала, можно сказать, моим путеводителем по жизни. Мне было около одиннадцати, когда она попала в мои руки. Буквально с первых строк я влюбился в профессию летчика. И поставил цель - во что бы то ни стало поступить в военное авиационное училище, - рассказывает сегодня полковник Сергей Демьяненко. - "Реактивщиком", как герой книги, мне стать не удалось, судьба определила в вертолетчики.

Путь в небо

К окончанию школы и поступлению в училище он подошел с хорошими результатами - пять четверок в аттестате, остальные оценки - "отлично". А еще прекрасная физическая закалка, достичь которой помогли длительные и порой изнуряющие тренировки в сборной по футболу. Именно они, как выяснится позже, помогут ему без особых проблем пройти и курс молодого бойца, и привыкнуть к армейскому укладу жизни, где все подчинено строгой дисциплине, где, как в спорте, тренер сродни командиру.

В то время в Саратовское училище летчиков набирали более 500 человек, а желающих было втрое больше. Сергей Демьяненко прошел конкурсные испытания без особого труда.

- Первый год обучения был теоретическим. А мы все ждали, когда же нас допустят к полетам, с завистью заглядывая в кабины вертолетов, - рассказывает, вспоминая курсантские годы, мой собеседник.

Подняться в небо ему удалось лишь через полтора года - в конце второго курса. Конечно, день тот он запомнил на всю жизнь. Летная практика курсантов в те времена проходила на аэродроме Озинки, где, по словам Сергея Демьяненко, были самые что ни на есть спартанские условия. Именно поэтому, рассказывая об учебных полетах, полковник замечает, что для каждого из курсантов это была не только школа профессионального летного мастерства, но одновременно еще и школа мужества, шлифовки характера.

Для людей, выбравших профессию летчика-испытателя, мужество - естественное состояние души, повседневное дело

- Несмотря на суровый быт, ни один из нас не сломался, - говорит Сергей Демьяненко, добавляя: - Более того, считаю, что именно так и формируют волю. А как иначе? Теплом и уютом?

Пять дней в неделю лишь полеты - то, о чем, казалось бы, мечталось. Но за взлетом и посадкой и тогда, и сегодня кроется тяжелая работа.

- Наш инструктор умел найти подход к каждому курсанту. Собирал нас после летной смены и проводил первые в нашей жизни разборы полетов, на которых мы искренне делились своими ощущениями - что беспокоит, что не получается, - вспоминает Сергей Иванович.

Такой метод обучения, когда курсанты сами доходят до сути, сами анализируют свои действия, оказался очень эффективным - вся летная группа, успешно пройдя обучение, сделала свои первые самостоятельные шаги в небо.

Таких берут в… испытатели

Его офицерское становление проходило в Ахтубинске, но попал туда по распределению молодой лейтенант Демьяненко не сразу. Судьба, словно проверяя, ставила на профессиональном пути новоиспеченного летчика преграды, указывая ему правильную дорогу, и была она совсем не такой, какая виделась Сергею в мечтах. Поначалу он очень хотел попасть на флот - в палубную авиацию.

- Даже с письмом к министру обороны по этому поводу обращался, - делится тайнами Сергей Иванович.

Но ответ из министерства был категоричным: обучен не по профилю. Это означало, что о флоте и особой морской романтике следовало забыть.

Ему, золотому медалисту, предлагали остаться в училище, связать жизнь с работой инструктора. Но Сергею хотелось не спокойной, размеренной службы, а настоящей, боевой, такой, какая сложилась в его представлении по книгам Маркуши. Сергей попросился в Прикарпатский военный округ, который в ту пору из-за своего географического положения считался достаточно "активным". Но и туда с распределением у моего героя не сложилось.

"Место службы - Ахтубинск" - вот что значилось в предписании. И поначалу это было воспринято лейтенантом как приговор мечте, ведь там базировался транспортный вертолетный полк, а это значило, что служебные задачи могут ограничиться лишь перевозками. Сергей тогда просто не знал, не догадывался, что судьба забросила его в Ахтубинск, чтобы там он нашел-таки свое настоящее призвание - в 8-м Государственном научно-исследовательском институте ВВС. Именно так в 1980-е годы назывался нынешний Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова.

Прибыв к месту службы, на вопрос о планах на будущее молодой лейтенант сообщил своему командованию о желании расти и развиваться профессионально.

- Хочу как можно скорее получить второе высшее образование и стать летчиком-испытателем!

- Тогда старайся. Докажешь, что достоин, - удерживать не будем, - услышал в ответ от первого своего наставника Валерия Захарова, который тогда, конечно, не догадывался, что перед ним в лейтенантских погонах стоит будущий начальник испытательного центра. Не мог предположить, что достигнет таких высот, и сам лейтенант Демьяненко.

Учитывая, с какой интенсивностью сегодня идет перевооружение в войсках, работы, интересной и ответственной, у летчиков-испытателей хватает с лихвой.

Видеть ночью, как днем

Уже через шесть лет после выпуска из училища он с горящими глазами переступил порог Центра подготовки летчиков-испытателей. А после окончания обучения в нем был распределен в подмосковный испытательный центр, где и служит по сей день.

- Оказалось, что наличия двух дипломов о высшем образовании и первого класса недостаточно, чтобы стать настоящим летчиком-испытателем - профессионалом своего дела. Еще лет пять-семь потребовалось, чтобы пришло полное осознание того, что делаешь, - рассказывает сегодня начальник испытательного центра.

На заре карьеры Демьяненко посчастливилось участвовать в решении очень ответственной задачи - внедрении в практику первых очков ночного видения на вертолетах Ми-8. Предназначенные для обзора закабинного пространства вертолета в темное время суток, они обеспечивали возможность взлета, пилотирования на предельно малых и малых высотах, поиска и обнаружения объектов при поисково-спасательных операциях, посадки на необорудованные и неосвещенные площадки. Очки активно используются и сегодня, в том числе в ходе военной операции в Сирии. Правда, уже более современные, далеко ушедшие от тех, самых первых.

Опробовать в реальном бою появившиеся вслед за первыми моделями очки ночного видения на вертолете Ми-8 , где уже стояли обзорно-прицельная станция и тепловизионный канал, удалось в 2000 году в Чечне.

За плечами полковника Демьяненко несколько десятков лет службы, отданных небу, и сотни полетов, сопряженных с риском.

За три месяца, проведенных в командировке в "горячей" на тот момент точке России, Сергей Демьяненко вместе с товарищами не раз отправлялся на выполнение боевых задач, в том числе в знаменитое Аргунское ущелье, которое чеченские боевики называли "дорогой жизни".

- Все задачи были выполнены успешно, - вспоминает былое полковник Демьяненко. - А первая заключалась в том, чтобы провести тепловизионную разведку и передать координаты цели артиллеристам.

Точность полученных данных сверили и пришли к выводу, что дело свое прибывшие в Чечню вертолетчики, возможности которых поначалу подверглись проверке со стороны командования, знают.

Ханкала, Урус-Мартан, Новогрозненский - каждый раз меняя площадки, поднимали в ночное небо свои винтокрылые машины летчики испытательного центра, доказавшие в ходе кампании эффективность применения очков ночного видения и первых обзорно-прицельных станций.

- Чеченский опыт, несомненно, помог нам окончательно сформировать основные требования к этим приборам и понять, какие корректировки необходимо промышленности провести в дальнейшем, - дает свою оценку заслуженный летчик-испытатель.

Свой первый орден Мужества Сергей Демьяненко получил спустя полгода после возвращения из Чечни. Вручал ему государственную награду в Георгиевском зале Кремля Президент России Владимир Путин.

"Аллигаторы" на сирийских горизонтах

Сегодня полковник Демьяненко - кавалер уже двух орденов Мужества. Второй высокой награды он удостоен за успешное выполнение боевых задач уже в наши дни - в Сирийской Арабской Республике.

Об одной из них мне рассказали сослуживцы Сергея Ивановича, находившиеся вместе с ним в одной из командировок.

На аэродроме базирования в состоянии дежурства на земле вертолетное звено Ка-52 во главе с полковником Демьяненко получило боевую задачу уничтожить скопление бронетехники террористов в районе аэродрома Тифор. Руководя ударной группой в воздухе и выполнив отвлекающий маневр, Демьяненко сделал все, чтобы выход боевых вертолетов на опорный пункт стал неожиданностью для бандформирования. Ракетное вооружение по замаскированным танкам игиловцев было применено с максимальной дальности.

Боевики открыли ответный огонь с зенитной установки, установленной в кузове пикапа. В опасности оказался ведомый вертолет. Заметив это и искусно выполнив разворот, Сергей Демьяненко под шквальным огнем атаковал и уничтожил выявленную цель.

И в мирном небе есть место мужеству

Оглядываясь сегодня назад, Сергей Иванович нисколько не жалеет, что судьба сложилась именно такой.

- Конечно, душа долго болела: я же с детства мечтал управлять самолетом-истребителем либо штурмовиком, - делится сокровенным полковник Демьяненко. - Но когда проводил испытания Ми-28Н и Ка-52, понял, что боевые вертолеты не хуже штурмовиков. Тогда от сердца и отлегло…

В рабочем кабинете начальника испытательного центра застать практически невозможно. Как настоящий летчик, он, несмотря на руководящий пост, не любит засиживаться на земле.

- Наш центр, - рассказывает Сергей Иванович, - проводит испытания и оценку вертолетных авиационных комплексов, самолетов первоначального обучения и военно-транспортной авиации, их оборудования и вооружения. Также здесь испытываются и оцениваются возможности десантирования и авиатранспортабельность техники Сухопутных войск, ПВО, ВДВ и РВСН.

Именно здесь прошли проверку небом, прежде чем попасть в войска, транспортники, в том числе наши знаменитые "богатыри" - "Ильюши", как ласково зовут Ил-76, и "Русланы" - Ан-124.

На счету испытателей центра - и все типы винтокрылых машин: боевые ударные, учебные, транспортные, десантные, в том числе новые модернизированные "Аллигаторы" Ка-52 и "Ночные охотники" Ми-28Н.

И когда в июле этого года впервые в истории было осуществлено десантирование бронетранспортера БТР - МДМ с экипажем внутри, здесь также не обошлось без испытателей-парашютистов. Высота более чем 1800 метров, вес бронетехники - 14 тонн. Мужеством их были восхищены даже сами десантники.

"Испытано чкаловским ГЛИЦ" - это уже своего рода стало маркой качества, а принимая во внимание, с какой интенсивностью сегодня идет перевооружение в войсках, можно не сомневаться, что работы - интересной и ответственной, учитывая серьезность поставленных государственных задач, у испытателей хватает с лихвой. Ведь поступление новой модернизированной авиационной техники к летчикам строя - заслуга и результат и их труда.

Тем не менее, рассказывая о достижениях и заслугах центра сегодня, Сергей Иванович ни разу не упомянул ни об этом, ни о том, что каждое испытание, каждый такой вылет сопряжены с риском. Не упомянул, наверное, потому, что за плечами у него самого несколько десятков лет службы, отданных небу, и сотни таких полетов. Знак "Заслуженный летчик-испытатель" на его груди говорит сам за себя.

"Привычка к опасности, риску? Но разве к ним можно привыкнуть?" - думалось мне на протяжении всей беседы с человеком, выбравшим профессию, в которой мужество - естественное состояние души, повседневное дело....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка