О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

По пути обновления

Об обновлении и модернизации летного парка, совершенствовании инфраструктуры и перспективах развития в целом "Красной звезде" рассказывает начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин

В наступившем учебном году перед морской авиацией ВМФ стоят масштабные задачи. Об обновлении и модернизации летного парка, совершенствовании инфраструктуры и перспективах развития в целом "Красной звезде" рассказывает начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин.

- Игорь Сергеевич, подведите краткий итог уходящего 2018 года. Чего удалось добиться?

- В целом задачи летной подготовки в морской авиации ВМФ на 2018 год вы­полнены. Общий налет составил около 28 тысяч часов - это 120 процентов от запланированного показателя. Средний налет на экипаж - порядка 130 часов как по самолетам, так и по вертолетам. Экипажи морской авиации в уходящем году выполняли задачи по плану бомбардировочной подготовки, торпедной подготовки и отрабатывали действия по минометанию. Особенностью боевой учебы стала отработка задач многоцелевыми группами самолетов в ближней морской зоне.

В ходе повседневной учебы с учетом полученного опыта отрабатываем боевые тактические приемы, а также действия с использованием дежурства в воздухе, чтобы работать не только по неподвижным, но и по движущимся целям. Актуальна и передача данных по целям на большие радиусы через ретрансляцию с борта самолета.

Говоря о совершенствовании выучки в целом, отмечу, что мы поступательно отрабатываем действия летного состава по дозаправке в воздухе. Летчики, которые достигли определенного профессионального уровня и затем прошли необходимую подготовку, получили соответствующий допуск. Сейчас готовим очередную группу летчиков. Основная задача оперативно-тактической и противолодочной авиации, имеющей возможность дозаправки, быть в состоянии осуществлять ее днем и ночью. Летный состав должен быть готов к этому.

- Игорь Сергеевич, что можно сказать об обновлении летного парка?

- По-прежнему большое внимание уделяли обновлению, которое вели по нескольким направлениям. Мы продолжали работу по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования на самолеты Су-30СМ - в 2018 году получили порядка десяти летательных аппаратов. Это наш базовый самолет, поэтому идет плановая замена на него практически всего парка оперативно-тактической авиации.

Планово идет перевооружение основы противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок: вертолета Ка-27 на новые вертолеты Ка-27М. Практически они составляют уже половину парка. Одновременно с поставкой Ка-27М идет работа по их дальнейшей модернизации - оснащение элементами современного технологического оборудования.

До конца 2019 учебного года мы должны получить самолеты-амфибии Бе-200, которые будут эксплуатироваться в качестве спасательных и противопожарных летательных аппаратов. Экипажи у нас подготовлены, и, скорее всего, мы покажем эти летательные аппараты на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

Идут специальные испытания Ил-38Н, связанные с совершенствованием ранее принятого на вооружение комплекса "Новелла". Комплекс имеет хорошие возможности для постоянной модернизации, и уже сейчас предусмотрена установка ряда новых элементов на этот комплекс. Он должен всегда отвечать современным требованиям к высокотехнологичному оборудованию, которые постоянно меняются в связи с развитием научно-технического прогресса.

В 2018 году введены в эксплуатацию два аэродрома - Чкаловск и Североморск-1. Они полностью отремонтированы и приспособлены для базирования морской авиации.

В целом стоит задача создать единый комплекс информационно-боевого пространства для всех летательных аппаратов ВМФ.

- Игорь Сергеевич, если возможно, обозначьте, пожалуйста, перспективы развития морской авиации на длительный период времени, например до 2050 года.

- Как я уже упомянул, в морской авиации предусматривается модернизация существующего парка летательных аппаратов и их поэтапная замена перспективными авиационными комплексами.

На первом этапе (до 2020 года) осуществляется активная модернизация существующего парка воздушных судов. Речь также идет о замене воздушных судов специальной авиации на новые образцы, включение в боевой состав подразделений корабельной истребительной авиации (МиГ-29К/КУБ) штурмовых и транспортно-десантных вертолетов корабельного базирования (Ка-52К), корабельных беспилотных летательных аппаратов. Всего до 2020 года планируется поставка в морскую авиацию ВМФ более 100 летательных аппаратов.

На втором этапе (2021-2030 годы) будут продолжены модернизация всего парка самолетов и вертолетов морской авиации и переоснащение самолетов истребительно-штурмовой авиации берегового базирования, будет начато серийное производство перспективного авиационного патрульного комплекса, перспективного многоцелевого вертолетного комплекса берегового и корабельного базирования, боевого вертолета корабельного базирования. На вооружение морской авиации должны поступить корабельные самолеты радиолокационного дозора, беспилотные летательные аппараты корабельного базирования, перспективный авиационный комплекс корабельной авиации.

На третьем этапе (2031-2050 годы) в морской авиации предполагается перейти на новое поколение многофункциональных летательных аппаратов и принять на вооружение новое поколение систем высокоточного оружия воздушного базирования, будут наращиваться боевые возможности противолодочной и многоцелевой патрульной авиации за счет переоснащения противолодочных полков на многоцелевой корабельный вертолет и патрульный самолет дальней зоны. Будут созданы поисково-спасательные вертолеты амфибийного класса дальней зоны, в том числе для действий в условиях Арктики и шельфов Арктических морей.

- Параллельно с обновлением летного парка идет ли совершенствование инфраструктуры?

- В 2018 году введены в эксплуатацию два аэродрома - Чкаловск и Североморск-1. Они полностью отремонтированы и приспособлены для базирования морской авиации: покрытие взлетно-посадочной полосы, рулежные дорожки и т. д. По сути, эти аэродромы можно назвать новыми.

Совершенствование инфраструктуры продолжается - устанавливаются самые современные цифровые радиотехнические средства, используемые на наших действующих аэродромах. Ранее везде поменяли техническую систему руководства полетами.

Мы продолжали работу по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования на самолеты Су-30СМ - в 2018 году получили порядка десяти летательных аппаратов

- В этом году морская авиация получила достаточно существенное пополнение. Как идет становление лейтенантов?

- Да, у нас впервые за несколько лет такое большое поступление молодых летчиков, а в дальнейшем они будут ежегодно приходить к нам на плановой основе. К работе с пополнением готовились, сейчас с лейтенантами серьезно занимаемся и в нашем Центре боевого применения и переучивания летного состава, и в полках. Они уже начали летать - ставим их на крыло. Можно говорить о том, что мы сейчас в достаточной степени укомплектованы летно-подъемным и штурманским составом.

- У молодежи есть какие-то временные ориентиры. К примеру, за какой период вчерашний курсант может стать летчиком 1-го класса? Помнится, раньше фигурировала цифра 8 лет…

- Раньше так и было. Четыре года в училище, затем после выпуска летчик за четыре года доходил до уровня 1-го класса. Сам я 1-й класс получил ровно через четыре года после окончания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков.

Сейчас срок несколько больше, но все равно вполне реальный ориентир - до 10 лет, начиная от поступления на первый курс и заканчивая выходом на уровень 1-го класса. Хотя практика показывает, что у некоторых летчиков этот период занимает 7 лет - в зависимости от интенсивности подготовки и личных профессиональных качеств. А десять лет до 1-го класса - вполне реальная планка для каждого летчика морской авиации.

- В этой связи что можно сказать об использовании учебно-тренировочных комплексов НИТКА в Ейске и Крыму?

- Они функционируют. На комплексе на аэродроме в Саках проведена соответствующая подготовительная работа с учетом продления сроков его эксплуатации, и в наступившем учебном году будем его интенсивно использовать.

В Ейске на комплексе НИТКА проводим различные исследования - это его основная функция. Но в то же время он также будет использоваться для подготовки летного состава.

- Каковы наиболее значимые для морской авиации ВМФ события ожидаются в 2019 году?

- В числе основных мероприятий - подготовка и участие в Главном военно-морском параде. Определенный опыт уже накоплен, и уверен, что и в июле будущего года мы продемонстрируем отменную выучку.

Также на одном из театров военных действий планируем учение, аналогичное проведенному в 2018 году учению "Океанский щит - 2018". Это очень ответственное мероприятие, которое будет проходить под руководством главнокомандующего ВМФ России и потребует от личного состава высокой выучки.

- Игорь Сергеевич, в заключение хотелось бы задать вопрос о профессии морского летчика. В чем ее существенное отличие от других собратьев по крылатому строю? Чем полеты над морем отличаются от "сухопутных" воздушных дорог?

- Это особая авиация, которой надо жить постоянно. Почему? Потому что система выполнения полетов над морем подразумевает удаления на большие расстояния от суши, значительное время нахождения человека над водой. А эта среда достаточно агрессивная, особенно в осенне-зимний период, когда идет интенсивная боевая учеба. Поэтому должна быть соответствующая моральная и специализированная подготовка, человек должен быть физически крепким. Летчик, уходя в полет над морем, совершенно четко представляет, что, если вдруг откажет техника и придется катапультироваться, он окажется в водной стихии. Он должен быть готов к любым, не дай бог, неожиданностям, на случай которых мы имеем силы спасения, но до их подхода нужно уметь продержаться. Это специфика морской авиации, и она требует особой подготовки.

Мы работаем в основном по морским целям, и это большая разница по сравнению с расположенными на берегу: морской объект передвигается, сложно дать целеуказание - очень непростая система поиска. Требуется опыт, который летчики настойчиво накапливают в процессе повседневной службы.

Опять же у нас тесное взаимодействие с кораблями - с командирами кораблей и штабами морских сил. Эти взаимоотношения моряков и летчиков выстраивались в течение десятилетий. Не случайно морская авиация всегда готовилась в Санкт-Петербурге в Военно-морской академии. Те преподаватели, которые учили моряков, они же учили и летчиков, чтобы привить им важные принципы взаимодействия. Сейчас эти традиции по-прежнему сохраняются в ВУНЦ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова".

В то же время очень важно, чтобы профессия морского летчика оставалась романтичной и интересной. Для этого нужны дальние полеты, сложные задачи, освоение новых элементов пилотирования. Полеты - это главное для летчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка