О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как прокладывают дороги в небе и где нельзя летать: в Кольцово открыли новый центр авиадиспетчеров

"Кольцо в Кольцово" - так назвал новое здание руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько

"Кольцо в Кольцово" - так назвал новое здание руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Здание "Аэронавигации Урала" имеет примечательную круглую форму, о ходе его строительства мы рассказывали раньше. Строили два года, и теперь укрупненный центр единой системы организации воздушного движения полностью заселен сотрудниками и функционирует. Здесь рассчитывают траектории полетов над Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областями, Пермским краем и Удмуртией.

На карте эти воздушные дороги выглядят как ломаные линии со своими перекрестками, только пространство у них трехмерное, кстати, высоту полетов над Россией лишь недавно начали считать в футах, как во всем мире. Раньше это было дополнительной сложностью для авиации: высоту в футах пересчитывать на метры, пролетая над Россией, а потом обратно в футы.

Любой пользователь воздушного пространства, пролетая над регионом, который обслуживается "Аэронавигацией Урала", подает заявку, план полета. Эксперты центра анализируют и дают разрешение на полет по маршруту. Это касается не только полетов судов гражданской авиации, но и военных судов, экспериментальных полетов и даже беспилотников. Здесь, например, выдают разрешения и на полеты квадрокоптеров, с которых мы делаем красивые съемки.

- Запросы о полете обрабатываются, анализируются диспетчерами, и по каждому принимается решение - разрешить или не разрешить. Всего за сутки, вчера, например, было 1444 запроса, - рассказывает руководитель зонального центра Единой системы организации воздушного движения Сергей Левченко. - Основная масса полетов над Уралом - это транзитные полеты между Европой и Азией. Есть еще относительно новое направление - маршруты, которые проходят через Северный полюс и связывают Индию и страны Ближнего Востока с Канадой и Японией, - так называемые кроссполярные маршруты.

Каждый диспетчер обслуживает в год около 400 тысяч полетов. Отдельная тема - беспилотники, число таких полетов растет в геометрической прогрессии, хотя в общем числе их немного, но они очень трудоемкие для авиадиспетчеров.

- Мы для них специально "нарезаем" воздушное пространство и должны убрать всех других пилотов, поэтому беспилотникам чаще приходится отказывать, - объяснил Сергей Левченко.

Пассажирские авиакомпании тоже иногда получают отказы, точнее, их просят изменить маршрут, высоту или время вылета - в том случае, если план полета попадает под какой-то особый режим.

И есть над Уралом особые зоны, где полеты запрещены вообще. Как правило, это военные объекты либо какие-то территории, над которыми лететь опасно. Ближайшая к Екатеринбургу и самая крупная в регионе запретная зона расположена в Челябинской области, в районе ПО "Маяк".

Река Теча, вы знаете, там радиоактивный фон, - разъяснил эксперт. - Если самолет упадет, будет катастрофа.

Большинство авиадиспетчеров, обслуживающих полеты, - мужчины. Женщин здесь всего процентов 10. Но сейчас они все-таки есть, еще несколько лет назад работали одни мужчины. Сотрудники "Аэронавигации Урала" связывают это с особенностями работы. Она слишком ответственная, от точности и реакции зависят жизни людей. При этом замечено, что женщины в стрессовой ситуации ведут себя не так хладнокровно.

Но тем не менее исключения есть, мало того, одна из девушек-диспетчеров из нашего зонального центра стала победительницей конкурса профессионального мастерства. Чтобы работать здесь и непосредственно заниматься обслуживанием полетов, придется учиться за пределами Екатеринбурга - профессиональное высшее образование авиадиспетчеры могут получить только в Москве, Ульяновске и Санкт-Петербурге....
Авторские права на данный материал принадлежат «E1ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка