О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории авиации: советский военно-транспортный самолет Ан-12

16 декабря 1957 года впервые поднялся в небо один из лучших самолетов военно-транспортной авиации СССР - Ан-12

16 декабря 1957 года впервые поднялся в небо один из лучших самолетов военно-транспортной авиации СССР - Ан-12. Именно ему было суждено стать главным "воздушным грузовиком" планеты во второй половине XX века. Немалый вклад в создание этой машины внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.

История лайнера началась летом 1955 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил ОКБ авиаконструктора Олега Антонова в Киеве. Наблюдая за работами над конструированием военно-транспортного самолета Ан-8, который должен был занять важную нишу в советской авиации, Никита Сергеевич поинтересовался, каковы зарубежные аналоги этой разработки. Узнав, что у заграничных воздушных судов подобного класса имеется четыре двигателя для большей безопасности полета, Хрущев выразил мнение, что и наш самолет должен быть четырехдвигательным. Так родилась идея Ан-12.

Проект крупного четырехмоторного самолета разрабатывался в двух вариантах: пассажирский ("У") Ан-10 и военно-транспортный ("Т") Ан-12. Принципиально компоновки этих машин отличались только хвостовой частью фюзеляжа и оперением. Аэродинамика самолетов тщательно отрабатывалась в ЦАГИ. Так, в большой дозвуковой аэродинамической трубе были проведены исследования макетов лайнеров в масштабе 1/2 - 1/3 с работающими двигателями с целью определения влияния винтов на аэродинамику, устойчивость и нагрузки. Испытания дали возможность уточнить размеры оперения и органов управления самолета. Также в одной из аэродинамических труб ЦАГИ на крупном макете Ан-12 изучалась возможность сброса из грузовой кабины крупных грузов. География ОКБ повлияла на выбор двигателей: решили, раз самолет создается на Украине, то и двигатель тоже нужен украинский. Таким образом Ан-12 получил разработанную в запорожском ОКБ Ивченко турбовинтовую силовую установку АИ-20, проверенную и мощную.

Государственные испытания самолета начались в 1958 году и завершились в 1959-м; в том же году он поступил на вооружение в Военно-воздушные силы Советского Союза. Авиалайнер демонстрировал высокую грузоподъемность - до 20 т - и удивительную для транспортного самолета скорость (на нем было установлено 39 (!) мировых рекордов по скорости и высоте в 1991 - 1992 годах), обладал многоколесным шасси с высокой проходимостью на грунтовых и заснеженных взлетно-посадочных полосах, вместительным фюзеляжем. Надежный и неприхотливый в обслуживании, Ан-12 завоевал уважение и любовь советских боевых летчиков. С его появлением повысилась значимость воздушно-десантных войск СССР в мире, ведь с этих самолетов могли десантироваться не только люди, но и бронированная самоходная техника.

Широко использовался лайнер и для доставки гуманитарных грузов в страны, пострадавшие от стихийных бедствий, перевозки беженцев. А в 1961 году Ан-12 совершил перелет по маршруту "Москва - Антарктида - Москва", преодолев расстояние свыше 26 тысяч километров за 48 часов 7 минут. Сегодня "воздушный грузовик" продолжает оставаться в строю не только в России, но и в ряде стран мира, куда в разные годы были поставлены его модификации. Интересный факт: легенда советской транспортной авиации Ан-12 использовался в съемках фильма "Война миров Z" с участием Брэда Питта.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка