Автор: Дмитрий Истров
Опубликовано: 17.12.2018, 15:01
 

Первый полет братьев Райт: необычная судьба знаменитого самолета

Он хранится в музее "противников" пионеров авиастроения


[image]

115 лет назад, 17 декабря 1903 года, Уилбур и Орвилл Райт организовали подняли в воздух и посадили на землю самолет Wright Flyer. В большинстве стран это событие признается первым в истории успешным полетом пилотируемого аппарата тяжелее воздуха, оснащенного двигателем. Тем не менее, первенство авиастроителей не раз оспаривалось - в том числе, институтом, в музее которого знаменитый самолет хранится сейчас.

В отличие от других инженеров, стремившихся стать пионерами авиастроения, братья Райт сосредоточились не на попытках установить как можно более мощный двигатели на самолет, а на изучении вопросов управления летящим аппаратом. Крупнейшим их фундаментальным достижением считается открытие ими трех осей вращения самолета. Разработанная с учетом этого принципа система управления воздушным судном позволила поддерживать его равновесие во время полета и используется до сих пор. Свидетелями полетов были пять человек: трое спасателей из береговой охраны, местный бизнесмен и деревенский мальчик.

Первая попытка поднять Wright Flyer в воздух была предпринята 14 декабря, однако успехом не увенчалась: самолет упал сразу после взлета. Через три дня летательный аппарат после небольшого ремонта снова был готов к испытаниям, которые на сей раз прошли успешно: первый полет совершил Орвилл, пролетевший 36 с половиной метра, за 12 секунд, второй - Уилбер, преодолевший расстояние в 53 метра на той же скорости. Третий полет имел продолжительность 15 секунд и дальность 60,5 метра.

Тем не менее, Смитсоновский институт в США долгое время отказывался признать первенство братьев Райт, основываясь на том, что в 1896 и 1903 годах секретарь этого института Сэмюэл Лэнгли провел успешные полеты неуправляемого самолета с двигателем, а в декабре 1903 года проводил испытания полноразмерного оснащенного двигателем самолета "Аэродром". Эти испытания не увенчались успехом, однако именно "Аэродром" в Смитсоновском институте долгое время выставляли как первый аппарат тяжелее воздуха, "пригодный" для управляемого полета с двигателем.

Чтобы доказать свою правоту, в Смитсоновский институт привлек еще одного человека, находившегося в конфликте с братьями Райт. Американский авиастроитель Гленн Кертисс 4 июля 1908 совершил первый в США "официальный" полет на аппарате тяжелее воздуха года на самолете June Bug, однако в 1913 проиграл братьям Райт судебную тяжбу о нарушении их патента. Кертиссу предложили пилотировать усовершенствованную модель "Аэродрома", что, как рассчитывали все противники братьев Райт, могло бы поставить под сомнение их первенство. При этом о значительных модификациях самолета институт умалчивал. Орвилл Райт ответил тем, что отказался передавать в экспозицию Смитсоновского института восстановленный Wright Flyer 1903 года, и вместо этого в 1928 году передал Лондонскому научному музею.

Позднее Смитсоновский институт отказался от вводящих в заблуждение утверждений относительно своего самолета, однако передан их музею знаменитый самолет был лишь в 1948 году.

Стоит отметить, что некоторые люди до сих пор отсчитывают историю успешных полетов на самолетах не от 1903, а от 1906 года. В этот год 23 октября французский авиастроитель Альберто Сантос-Дюмон поднял в воздух экспериментальный самолет 14-бис, и это был первый случай, когда за подобным событием наблюдало множество людей, а не небольшая группа свидетелей. Впрочем, первенство братьев Райт на сегодняшний день оспаривается редко.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 17 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости