Опубликовано: 19.12.2018, 11:52
 

100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет-амфибия А-40 "Альбатрос"


[image]

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 "Альбатрос" совершил свой первый полет 8 декабря 1986 г. Созданный специалистами Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева при активном научном содействии ЦАГИ самолет стал выдающимся явлением в мировой гидроавиации.

Машина изначально предназначалась для противолодочной обороны, но уже на стадии разработки и проектирования были предусмотрены модификации гражданского и двойного назначения: поисково-спасательная, грузопассажирская, противопожарная. Целый ряд новых технических решений, найденных в содружестве конструкторов и ученых, впервые в истории авиации позволил морскому самолету вплотную приблизиться по уровню аэродинамических характеристик к "сухопутным" аналогам. При этом лодка уникально большого удлинения (свыше 13,6) с днищем переменной поперечной килеватости, высокоэффективная механизация крыла, оснащенная автоматической системой довыпуска закрылков после преодоления "горба" сопротивления и их уборки непосредственно после посадки на воду, использованный в качестве средства гашения угловых колебаний при движении по волнам аэродинамический демпфер в канале тангажа обеспечили самолету исключительную мореходность. Необходимо упомянуть и предназначенную для противопожарных модификаций высокоэффективную систему забора воды с поверхности водоемов на скоростях 160-200 км/ч, предложенную учеными ЦАГИ.

В процессе отработки компоновки "Альбатроса" в гидроканале ЦАГИ было выполнено около 10 тысяч буксировок моделей. Впервые в отечественной практике гидросамолетостроения интегральная проверка технических решений осуществлялась на Иваньковском водохранилище с помощью самоходных летающих моделей. Состоялось около 50 полетов моделей масштаба 1:10 и 1:13.

А-40 впервые представили публике в 1989 году на авиационном празднике в Тушине. Затем он участвовал во множестве демонстраций в стране и за рубежом, включая Международный авиакосмический салон в Ле Бурже в 1991 г. Демонстрации самолета неизменно сопровождались восторженными отзывами специалистов и публики, особенно отмечавшей изящество и красоту новой машины.

Еще в ходе испытаний А-40 установил свыше 140 официально зарегистрированных мировых рекордов. Несмотря на то, что самолет так и не поступил в массовое производство, все использованные в компоновке А-40 новые решения были в полном объеме применены на серийном самолете-амфибии Бе-200.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 19 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 19 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского", Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем, Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (в процессе тестирования)