ЦАГИ
19 декабря 2018, 11:52
100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет-амфибия А-40 "Альбатрос"
Многоцелевой самолет-амфибия А-40 "Альбатрос" совершил свой первый полет 8 декабря 1986 г.
Машина изначально предназначалась для противолодочной обороны, но уже на стадии разработки и проектирования были предусмотрены модификации гражданского и двойного назначения: поисково-спасательная, грузопассажирская, противопожарная. Целый ряд новых технических решений, найденных в содружестве конструкторов и ученых, впервые в истории авиации позволил морскому самолету вплотную приблизиться по уровню аэродинамических характеристик к "сухопутным" аналогам. При этом лодка уникально большого удлинения (свыше 13,6) с днищем переменной поперечной килеватости, высокоэффективная механизация крыла, оснащенная автоматической системой довыпуска закрылков после преодоления "горба" сопротивления и их уборки непосредственно после посадки на воду, использованный в качестве средства гашения угловых колебаний при движении по волнам аэродинамический демпфер в канале тангажа обеспечили самолету исключительную мореходность. Необходимо упомянуть и предназначенную для противопожарных модификаций высокоэффективную систему забора воды с поверхности водоемов на скоростях 160-200 км/ч, предложенную учеными ЦАГИ.
В процессе отработки компоновки "Альбатроса" в гидроканале ЦАГИ было выполнено около 10 тысяч буксировок моделей. Впервые в отечественной практике гидросамолетостроения интегральная проверка технических решений осуществлялась на Иваньковском водохранилище с помощью самоходных летающих моделей. Состоялось около 50 полетов моделей масштаба 1:10 и 1:13.
А-40 впервые представили публике в 1989 году на авиационном празднике в Тушине. Затем он участвовал во множестве демонстраций в стране и за рубежом, включая Международный авиакосмический салон в Ле Бурже в 1991 г. Демонстрации самолета неизменно сопровождались восторженными отзывами специалистов и публики, особенно отмечавшей изящество и красоту новой машины.
Еще в ходе испытаний А-40 установил свыше 140 официально зарегистрированных мировых рекордов. Несмотря на то, что самолет так и не поступил в массовое производство, все использованные в компоновке А-40 новые решения были в полном объеме применены на серийном самолете-амфибии Бе-200.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции