О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президенту напомнили о керосине

АЭВТ попросила президента Владимира Путина ускорить предоставление господдержки авиаторам в связи с подорожанием топлива

Как выяснил "Ъ", Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила президента Владимира Путина ускорить предоставление господдержки авиаторам в связи с подорожанием топлива. Правительство обещало решить вопрос к марту 2019 года, но в АЭВТ считают, что промедление приведет к росту цен на авиабилеты и сокращению числа перевозчиков. Однако в ФАС продолжают настаивать на адекватности роста цен на топливо, а в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака считают введение "сплошного регулирования цен" на топливо неприемлемым.

АЭВТ (объединяет крупнейшие авиакомпании) 19 декабря попросила президента РФ ускорить предоставление "топливной" господдержки перевозчикам. В обращении, с которым ознакомился "Ъ", АЭВТ утверждает, что с ноября 2015-го по ноябрь 2018 года средняя цена керосина росла втрое быстрее инфляции, а с 2017 года - в восемь раз: "В результате стоимость авиакеросина по национальному биржевому индексу ТС в октябре 2018 года была на 77,5% выше, чем в январе 2016 года (при инфляции за период 10,1%. - "Ъ")". По итогам 2018 года операционный убыток отрасли составит 37-39 млрд руб., пишет АЭВТ.

Владимир Путин в сентябре поручил правительству к 1 марта 2019 года представить предложения по единовременной компенсации расходов перевозчиков, связанных с подорожанием топлива. Позже в Минтрансе говорили о выплате 22,5 млрд руб. В ноябре ассоциация также просила вице-премьера Максима Акимова поднять налоговый вычет из акциза на топливо, повысив его коэффициент с 2,08 до 3,5 (см. "Ъ" от 21 ноября), что обойдется бюджету в 24 млрд руб. в год. Пока решений нет, в Минтрансе в начале декабря говорили, что примут решение в начале 2019 года. В АЭВТ считают, что господдержку необходимо оказать немедленно, так как первый и четвертый кварталы традиционно самые убыточные для отрасли.

Авиаторы предсказуемо поддерживают позицию АЭВТ. Так, в Utair уверяют, что затраты на ГСМ - основная причина ухудшения финансовых результатов отрасли. "Необходимы системные инструменты поддержки отрасли - например, снижение акциза на топливо либо повышение возмещения акциза могло бы сократить негативный эффект от неконтролируемого роста цены", - добавляют в S7. Но среди участников рынка есть и разногласия. Источник, близкий к "Аэрофлоту", согласен, что "было бы справедливо компенсировать авиакомпаниям потери, но главный вопрос - по какому принципу". По мнению собеседника "Ъ", "целесообразнее всего" распределять деньги по количеству перевезенных пассажиров ("Аэрофлот" - лидер отрасли по перевозкам). В Росавиации не ответили "Ъ".

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин отмечает, что колебания цен на топливо цикличны. Сейчас биржевые котировки на авиакеросин лишь на 4,5% выше начала 2018 года, а в 2014-2016 годах среднегодовые цены почти не менялись, тогда как инфляция была двузначной, добавляет чиновник. Он признает, что в 2017-2018 годах топливо дорожало быстрее инфляции, но "нарастающим итогом они различаются не так существенно". По данным господина Голомолзина, в целом в 2014-2018 годах инфляция составила примерно 40%, а рост цен на топливо - около 50%. При этом, подчеркнул чиновник, подорожание уже закладывается в цены на билеты и топливные сборы.

Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус отмечает, что авиакеросин не включен в ценовое регулирование в рамках соглашений правительства с нефтяниками. "Правительство регулировало цену на стеле (АЗС. - "Ъ") только по топливу для конечного потребителя - населения, требования ряда отраслей о сплошном регулировании цен на все нефтепродукты несостоятельны и сродни предложениям вернуть Госплан СССР". Представитель Максима Акимова говорит, что решение о механизме компенсации, ее сумме и сроках еще не принято. Источник "Ъ" уточняет, что в обоснованности позиции авиаторов есть сомнения: "Не исключено, что в топливных сборах они прячут иные издержки и неэффективность".

Глава Infomost Борис Рыбак называет обращение АЭВТ напрямую к президенту исключительным событием, обычно ассоциация ограничивается письмами в Минтранс. Эксперт разделяет опасения отрасли: "Я думаю, банки, наученные горьким опытом "Трансаэро", не выдадут кредиты убыточным перевозчикам. А впереди два квартала безденежья". По его мнению, в зоне риска все компании, кроме "Аэрофлота"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка