Экономика сегодня
21 декабря 2018, 16:04
Российская авиация покажет бизнес-класс в сверхзвуке
Сверхвуковая гражданская авиация, которая будет стоить дорого, не укладывается в нынешний мировой тренд удешевления
Появление сверхзвуковых пассажирских самолетов в России ожидается в период между 2025 и 2030 годами. Об этом рассказал генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.
"Ну, наверное, если быть более-менее реалистичными, то я думаю, что это 2025-2030-е годы. Демонстраторы появятся раньше - где-то 2021 год, а в 2023-м, наверное, можно будет говорить о прототипе", - сказал Сыпало РИА Новости.
Директор ЦАГИ пояснил, что сегодня подход к разработке и проектированию таких самолетов заметно изменился по сравнению с периодом создания британо-французского "Конкорда" и советского Ту-144.
"Сейчас, на наш взгляд, это второй подход к снаряду, если хотите. Переход к сверхзвуковым и гиперзвуковым скоростям неизбежен. Ту-144 и "Конкорд" действительно были демонстрацией технологических возможностей. Сейчас подход системный - для начала изучаются именно экологические факторы воздействия, методы снижения воздействия этих летательных аппаратов на окружающую среду", - сказал Сыпало.
Говоря о двигателях для такого самолета, Сыпало отметил, что подобных силовых установок пока нет ни в России, ни за рубежом.
"И мы, и наши западные партнеры ориентируются, прежде всего, на военную авиацию или на некую модернизацию того, что создано в гражданской. Речь уже идет о многорежимных двигательных установках, двух или трехконтурных", - пояснил глава ЦАГИ.
Дешевле, чем в плацкарте
"Я хорошо отношусь к этим прогнозам, так как у руководителя ЦАГИ по роду обязанностей есть задача делать не только проекты настоящего, но и проекты будущего - даже если эти проекты не имеют ни технологических, ни экономических контуров", - говорит ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко, отмечая, что "это нормально - поддерживать любые инновационные проекты".
В остальном, говорит эксперт, вопрос сверхзвуковой авиации довольно "специфический". Нынешние дозвуковые самолеты достигли очень высокого уровня экономичности, сейчас путешествие по воздуху по издержкам стало сопоставимо с поездкой в плацкартном вагоне. Сегодня, как бы странно ни звучало, самолет - один из самых дешевых видов транспорта, заметил Крамаренко.
Мимо тренда
"Любая же сверхзвуковая авиация, во-первых, будет сталкиваться с технологическими проблемами. Разработка такой машины с нуля, вместе с силовой установкой займет не 10-12 лет, а гораздо больше, причем с негарантированным результатом. Во-вторых, надо понимать, что сверхзвуковая авиация будет куда более дорогой в эксплуатации - и в силу большего расхода топлива, ее неотработанности. Мировая же авиация движется в сторону меньших издержек, и предложить рынку продукт, который будет быстрей, но дороже - это в нынешний тренд не укладывается", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".
"В экономическую реальность пассажирского сверхзвука я практически не верю, по крайней мере, года до 2050", - добавил он.
В сторону бизнес-авиации
Тем не менее, вариант развития есть, это бизнес-авиация.
Когда у вас есть несколько сотен заказчиков, готовых платить за перевозку на сверхзвуке - это более жизнеспособный продукт, чем попытки делать обычный пассажирский сверхзвуковой самолет. Есть люди, готовые платить, есть рынок. Соответственно, если сверхзвук и будет куда-то двигаться, то в сторону бизнес-джета. Это отдаленная перспектива, речь - при финансировании и технологических решениях - может идти о горизонте в 15-20 лет, пояснил Андрей Крамаренко.
Что до возможностей отечественной научной мысли и индустрии, ситуация обстоит по-разному. Спроектировать самолет и силовую установку, скорей всего, получится. Что касается промышленности, тут все сложней, и уверенности в серийном производстве, а это не меньше сотни машин, нет. Организация постпродажного обслуживания - тут еще все более проблемно, отметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут