О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российская авиация покажет бизнес-класс в сверхзвуке

Сверхвуковая гражданская авиация, которая будет стоить дорого, не укладывается в нынешний мировой тренд удешевления

Сверхвуковая гражданская авиация, которая будет стоить дорого, не укладывается в нынешний мировой тренд удешевления. Но применение таким самолетам может быть - в той же бизнес-авиации. Так считает эксперт ФБА "Экономика сегодня" Андрей Крамаренко.

Появление сверхзвуковых пассажирских самолетов в России ожидается в период между 2025 и 2030 годами. Об этом рассказал генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

"Ну, наверное, если быть более-менее реалистичными, то я думаю, что это 2025-2030-е годы. Демонстраторы появятся раньше - где-то 2021 год, а в 2023-м, наверное, можно будет говорить о прототипе", - сказал Сыпало РИА Новости.

Директор ЦАГИ пояснил, что сегодня подход к разработке и проектированию таких самолетов заметно изменился по сравнению с периодом создания британо-французского "Конкорда" и советского Ту-144.

"Сейчас, на наш взгляд, это второй подход к снаряду, если хотите. Переход к сверхзвуковым и гиперзвуковым скоростям неизбежен. Ту-144 и "Конкорд" действительно были демонстрацией технологических возможностей. Сейчас подход системный - для начала изучаются именно экологические факторы воздействия, методы снижения воздействия этих летательных аппаратов на окружающую среду", - сказал Сыпало.

Говоря о двигателях для такого самолета, Сыпало отметил, что подобных силовых установок пока нет ни в России, ни за рубежом.
"И мы, и наши западные партнеры ориентируются, прежде всего, на военную авиацию или на некую модернизацию того, что создано в гражданской. Речь уже идет о многорежимных двигательных установках, двух или трехконтурных", - пояснил глава ЦАГИ.

Дешевле, чем в плацкарте

"Я хорошо отношусь к этим прогнозам, так как у руководителя ЦАГИ по роду обязанностей есть задача делать не только проекты настоящего, но и проекты будущего - даже если эти проекты не имеют ни технологических, ни экономических контуров", - говорит ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко, отмечая, что "это нормально - поддерживать любые инновационные проекты".

В остальном, говорит эксперт, вопрос сверхзвуковой авиации довольно "специфический". Нынешние дозвуковые самолеты достигли очень высокого уровня экономичности, сейчас путешествие по воздуху по издержкам стало сопоставимо с поездкой в плацкартном вагоне. Сегодня, как бы странно ни звучало, самолет - один из самых дешевых видов транспорта, заметил Крамаренко.

Мимо тренда

"Любая же сверхзвуковая авиация, во-первых, будет сталкиваться с технологическими проблемами. Разработка такой машины с нуля, вместе с силовой установкой займет не 10-12 лет, а гораздо больше, причем с негарантированным результатом. Во-вторых, надо понимать, что сверхзвуковая авиация будет куда более дорогой в эксплуатации - и в силу большего расхода топлива, ее неотработанности. Мировая же авиация движется в сторону меньших издержек, и предложить рынку продукт, который будет быстрей, но дороже - это в нынешний тренд не укладывается", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

"В экономическую реальность пассажирского сверхзвука я практически не верю, по крайней мере, года до 2050", - добавил он.

В сторону бизнес-авиации

Тем не менее, вариант развития есть, это бизнес-авиация.

Когда у вас есть несколько сотен заказчиков, готовых платить за перевозку на сверхзвуке - это более жизнеспособный продукт, чем попытки делать обычный пассажирский сверхзвуковой самолет. Есть люди, готовые платить, есть рынок. Соответственно, если сверхзвук и будет куда-то двигаться, то в сторону бизнес-джета. Это отдаленная перспектива, речь - при финансировании и технологических решениях - может идти о горизонте в 15-20 лет, пояснил Андрей Крамаренко.

Что до возможностей отечественной научной мысли и индустрии, ситуация обстоит по-разному. Спроектировать самолет и силовую установку, скорей всего, получится. Что касается промышленности, тут все сложней, и уверенности в серийном производстве, а это не меньше сотни машин, нет. Организация постпродажного обслуживания - тут еще все более проблемно, отметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка