Коммерсантъ
24 декабря 2018, 08:18
Utair не справилась с керосином
Авиакомпания Utair просрочила выплату банкам процентов по синдицированному семилетнему кредиту и направит средства на расчеты с поставщиками
Utair, пятый перевозчик в России (пассажиропоток в январе-октябре вырос на 5,3%, до 6,44 млн человек), впервые после реструктуризации долга 2015 года допустила просрочку по расчетам с банками-кредиторами. 21 декабря компания сообщила, что "предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде". Проценты по 12-летнему кредиту выплачены в полном объеме, утверждает Utair.
Как отметил гендиректор Utair Андрей Мартиросов, авиакомпания "учла неблагоприятный экономический прогноз для отрасли" и будет в первую очередь "осуществлять платежи по операционной деятельности, обеспечению безопасности полетов" (оплата топлива, аэропортовых сборов, за техобслуживание и выплата зарплат). В Utair проигнорировали вопросы "Ъ".
Авиакомпания уже находилась на грани банкротства в 2015 году. Тогда поддержку ей оказал основной собственник - "Сургутнефтегаз", контролирующий 50,11% компании через НПФ "Пенсионный выбор". В ноябре 2015 года Utair получила два синдицированных кредита от 11 банков, агентом выступил Сбербанк. Первый предоставлен на семь лет на 18,9 млрд руб., второй - на 12 лет на 23,7 млрд руб. Тело первого кредита сейчас погашено до 15,4 млрд руб. В тот же период компанию отдельно прокредитовал Сбербанк, выдав 17,4 млрд руб. на семь лет.
В 2017 году Utair показала чистую прибыль по РСБУ в 2,4 млрд руб. при выручке в 75,8 млрд руб., но за три квартала 2018 года ушла в убыток на 1,9 млрд руб. при выручке в 45,4 млрд руб. Убыток по МСФО за первое полугодие 2018 года - 5,2 млрд руб. при выручке в 36 млрд руб. В компании говорят, что ухудшение связано с ростом цен на керосин. За девять месяцев 2017 года топливо заняло 25,7% в себестоимости Utair, в январе-сентябре 2018 года эта доля выросла до 30,1%.
Ранее стало известно, что Utair допустила дефолт после длительных переговоров с кредиторами, в которых, по данным "Ъ", участвовали Минтранс и Росавиация (совещание прошло в Минтрансе 18 декабря). Авиакомпания просила перенести выплату процентов по синдицированным кредитам с 20 декабря на 20 июня 2019 года - на высокий летний сезон, когда резко растет выручка. Utair также призывала банки отказаться от безакцептного списания денег с ее счетов и взыскания имущества и обещала утвердить обновленную финансовую модель в феврале, после чего начать переговоры о реструктуризации долга.
По словам источников "Ъ", знакомых с ходом переговоров, на это готовы были Сбербанк и Московский кредитный банк, сомневались в целесообразности переноса платежей "Открытие" и АКБ "Россия".
На совещании авиавласти предлагали банкам перенести выплату процентов хотя бы на 30 апреля, говоря о том, что Utair летает более чем по 50 региональным маршрутам, где нет других перевозчиков. В 2019 году Росавиация выделит компании около 1 млрд руб. субсидий на региональные перевозки.
Но часть кредиторов отказались от переноса. В банке "Траст" заявили, что не получили удовлетворительных ответов на вопросы о причинах дефолта и о возможности Utair урегулировать ситуацию. "Диалог строится сложно. Мы ждем от компании более кооперативного поведения, готовности к компромиссному решению, особенно в отношении крупных кредиторов", - говорят в "Трасте".
В Минтрансе утверждают, что с основными банками соглашение о переносе выплат на полгода достигнуто. "Финансовое положение Utair стабильно, текущие операционные платежи она осуществляет своевременно,- считают в ведомстве.- Минтранс постоянно отслеживает финансовое состояние авиакомпаний. Более месяца назад в министерстве была создана рабочая группа по Utair. Ее последнее заседание состоялось 18 декабря". В Росавиации и Сбербанке отказались от комментариев.
Гендиректор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что банки, как правило, не останавливают работу авиакомпаний: прекращение полетов грозит полной остановкой платежей по кредитам: "Подавляющее большинство случаев остановки связано с прекращением поставок топлива или предоставления других услуг поставщиками". Эксперт напомнил, что до конца первого квартала 2019 года правительством будет принято решение об оказании господдержки из-за роста цен на керосин, которая может оказаться решающей в судьбе Utair. Поэтому банки, говорит господин Пантелеев, скорее всего, откажутся от взыскания задолженности до решения Белого дома....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут