О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неклассический герой Валерий Чкалов

В советские времена в честь летчика Валерия Чкалова называли населенные пункты, микрорайоны и улицы. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы носят его имя

В советские времена в честь летчика Валерия Чкалова называли населенные пункты, микрорайоны и улицы. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы носят его имя. 15 декабря исполнилось 80 лет со дня смерти выдающегося летчика-испытателя.

Пример для подражания

Герой - слово многозначное. Одно из значений: человек исключительной смелости и доблести, человек, на которого равняются. Сколько мальчишек прыгали со шкафа, воображая себя Бэтменом или Суперменом? Целое поколение мечтало "быть как Гагарин" и покорять неизведанные дали. Кстати, первый человек, побывавший в космосе, когда-то сам вдохновился примером Валерия Чкалова. Прочитав в детстве слова летчика "Если быть, то быть первым", Юрий Гагарин старался им соответствовать всю жизнь. Будущий покоритель космоса родился в 1930-е годы, а тогда все мальчишки мечтали стать Чкаловыми.

В 1941-м на экраны вышел художественный фильм "Валерий Чкалов". На тот момент прошло всего 3 года с момента гибели летчика. Киноленту выпустили вовремя - как раз чтобы вдохновлять шедших на фронт. И советские летчики действительно брали в полеты фотокарточку Валерия Чкалова - на удачу. Интересно, что бывали случаи, когда его снимки обнаруживали даже в вещах сбитых немецких пилотов. Так, один позже объяснял: "Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он".

А поучиться было чему. Валерий Чкалов разработал много сложных фигур, в том числе высшего пилотажа. Летчик считается автором восходящего штопора и замедленной управляемой бочки. Он же довел до совершенства выход из перевернутого штопора, перевернутую петлю Нестерова и другие маневры. В ноябре 1927 года в возрасте всего 23 лет Чкалов перед членам правительства демонстрировал 15 фигур высшего пилотажа собственного изобретения. В тот же день вечером он написал жене: "Лелик, представь себе, то, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено денежной премией!". А на гауптвахте герой мальчишек того времени сидел частенько.

Воздушный хулиган

10 суток - за полет вниз головой, столько же - за эксперимент с мертвыми петлями. Позже он объяснял командиру эскадрильи: "Сглупил я, Батя. Заключил пари, что непрерывно прокручу 50 петель. А вошел во вкус и сделал лишние 200". За пролет под Троицким мостом в Ленинграде дали 15 суток.

Дважды Валерий Чкалов попадал в тюрьму. Первый раз, когда в 21 год захотел лететь пьяным. А второй - через 4 года. Летчик вел за собой звено и в какой-то момент нырнул под провода телеграфной линии. Сам-то виртуоз проскочил, а вот остальные не смогли правильно прижаться к земле, и проволока резанула по хвостам.

В Брянской тюрьме Чкалов даже успел сделать карьеру - стал контролером на кухне. А еще перечитал все книги скудной тюремной библиотеки, а в отведенное на прослушивание радио время изучал оперный репертуар театров. Сохранились и тогдашние его записи в дневнике о гнетущей тоске и жестокости человечества к слабым. В тюрьме летчик успел отсидеть … всего 19 дней. Таким Чкалов был во всем: успевал столько, сколько другим и не снилось. Будто бы спешил жить.

С 1933 года Валерий Чкалов становится летчиком-испытателем. При чем летает на всех типах самолетов: гражданских, истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках. Его задачей было "выжать" из машины все, доказать, что она пригодна к дальнейшей эксплуатации. Всего Чкалов летал на 70 видах самолетов, совершив более 800 испытательных полетов.

Дальние перелеты

Карьера Чкалова развивалась стремительно. Несмотря на все нарушения, он был любимчиком. Пиком его летной карьеры стали рекордные перелеты. Первым стал маршрут Москва - Петропавловск-Камчатский. Полет начался 20 июля 1936 года, продолжался 56 часов и успешно завершился на острове Удд в Охотском море. За этот перелет на Дальний Восток всему экипажу присвоили звания Героев Советского Союза.

Всенародная известность вскоре превратилась во всемирную. Чуть меньше чем через год экипаж в том же составе стартовал из Москвы, чтобы без посадок, пролетев Северный полюс, достигнуть Америки. У экипажа был кислородный голод, но больше всего они переживали за мотор и самолет, а не за себя.

Последняя запись в бортовом журнале: "20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего - 77 килограммов. Средняя скорость полета - 200 километров в час". 200 километров в час... Звучит смешно. С такой скоростью сегодня передвигаются разве что автомобили, и все же никто особо Чкаловским маршрутом летать не отваживается…

В английском порту, куда прибыл теплоход, собралась толпа встречающих. Каково же было удивление и негодование кинодивы, когда она узнала, что все эти люди ждут совсем не ее. Цветы преподнесли летчику Валерию Чкалову. Он же не растерялся: галантно вытащил розу из букета и вручил опешившей Дитрих.

Последний полет

15 декабря 1938 года Валерий Чкалов с утра отвез в поликлинику беременную жену (она ждала третьего ребенка) и поехал на Центральный аэродром, чтобы провести испытание нового истребителя И-180. Было холодно - минус 25 °C. Задание заключалось в пробном полете по кругу без уборки шасси в течение 10-15 минут.

Все было хорошо, но когда летчик начал заходить на посадку, он понял, что нужно увеличить скорость. Однако сделать этого не смог, так как заглох двигатель. Вокруг - жилые здания, Чкалов увидел какой-то хозяйственный двор и направился туда... Версии о том, как именно погиб летчик расходятся. По одной из них, он врезался в склад досок. Ударился об металлическую арматуру... или железнодорожную стрелку. Скончался через 40 минут... или 2 часа в Боткинской больнице.

Расходятся версии и о причинах смерти. Мало кто верит в несчастный случай. Винят НКВД, лично Сталина, немецких шпионов... Никому не хочется верить, что великий летчик погиб по собственной халатности. Валерию Чкалову было всего 34 года.

По разным данным, на его похороны пришли около полумиллиона человек, под артиллерийские залпы урну с прахом замуровали в нише Кремлевской стены.

Валерий Чкалов не был классическим героем - до приторности положительным и правильным, у него были свои слабости и страсти. Но он был человеком исключительной смелости и доблести, вдохновителем многих, решивших покорять небо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка