О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Самый гибкий компонент ядерной триады": как проходит модернизация дальней авиации России

В 2018 году дальняя авиация России получила пять стратегических ракетоносцев - один Ту-160М2 и четыре Ту-95МСМ

В 2018 году дальняя авиация России получила пять стратегических ракетоносцев - один Ту-160М2 и четыре Ту-95МСМ. Об этом сообщает Минобороны РФ. В настоящее время это формирование ВКС находится в стадии глубокой модернизации. В планах - кардинальное обновление действующего парка и разработка перспективного межконтинентального самолета, который сможет применять почти все виды известных боеприпасов.

Подразделения дальней авиации (ДА) России в 2018 году получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев - один Ту-160М "Белый лебедь" и четыре Ту-95МСМ "Медведь". Об этом сообщается на сайте Минобороны РФ. В следующем году в войска должны быть поставлены еще четыре Ту-95МСМ.

Современный парк ДА состоит из ракетоносцев Ту-160 (М/М2) и Ту-95МС (95МСМ), бомбардировщиков Т-22М3, топливозаправщика Ил-78 и самолетов-разведчиков Ту-22МР. Дальняя авиация входит в ВКС и является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил России.

В задачи ДА входит поражение авиационных баз, ракетных комплексов, командных пунктов, оперативных центров управления ПВО, авианосных группировок, портов, энергетических объектов и гидротехнических сооружений. Удары могут наноситься как ядерным, так и неядерным оружием. Также дальняя авиация может привлекаться к ведению воздушной разведки.

"Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки", - говорится в материалах Минобороны.

В настоящее время состав ДА (с учетом боевых машин, находящихся на хранении) насчитывает почти 120 единиц (16 Ту-160, 60 Ту-95, 40 Ту-22М), в строю находится чуть менее 60 "стратегов" (16 Ту-160, 30 Ту-95, 12 Ту-22М). Дальняя авиация ВКС принимала участие в войне в Афганистане (1979-1989), южноосетинском конфликте (август 2008-го) и сирийской операции (2015-2018).

Основное место дислокации соединений ДА РФ - гвардейская авиационная база Энгельс в Саратовской области. Кроме России обладателями дальней авиации являются Соединенные Штаты и Китай, который в настоящее время работает над проектом бомбардировщика H-20, призванного заменить Xian H-6 (советский Ту-16).

Рост боевых возможностей

В 2015 году в России была запущена масштабная программа модернизации парка дальней авиации. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса проводится капитально-восстановительный ремонт, установка нового бортового радиоэлектронного оборудования и более совершенных двигателей.

Кроме того, для самолетов ДА были разработаны новые боеприпасы. 17 ноября 2015 года Ту-95МС впервые применили в бою крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 дальностью 4,5 тыс. км. Удары были нанесены по инфраструктуре террористов в Сирии.

Ту-95 является самым возрастным стратегом России. Первый полет "Медведь" совершил в 1952 году. Однако, как полагают в Минобороны, машина не утратила своей актуальности. Детище КБ Туполева оснащено самой мощной в мире турбовинтовой силовой установкой НК-12 разработки Куйбышевского моторного завода (сейчас - ПАО "Кузнецов"). Двигатель самолета позволяет преодолевать расстояние 10,5-15 тыс. км при экономичном расходе топлива. Максимальная скорость машины - 830 км/ч, боевая нагрузка - 20 т, экипаж - семь человек.

Созданный во второй половине 1960-х годов Ту-22М стал первым в СССР дальним сверхзвуковым бомбардировщиком. Машина способна поражать цели в глубоком тылу противника. Боевое крещение она получила во время войны в Афганистане, успешно уничтожая авиабомбами объекты моджахедов в горной местности. Дальность полета Ту-22М в модификации М3 составляет 6 тыс. км, максимальная скорость - 2,3 тыс. км/ч. Самолет выдерживает боевую нагрузку до 24 т, его экипаж состоит из четырех человек.

Самым новым самолетом ДА ВКС является Ту-160 ("Белый лебедь"). Машина впервые поднялась в воздух 18 декабря 1981 года. Уникальность этого стратега заключается в способности преодолевать рубежи ПВО противника на скорости 2,2 тыс. км/ч на высоте 22 км. Самолет может выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать ее в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 - четыре человека, боевая нагрузка - 40-45 т, дальность полета - 13,5 тыс. км.

Производство "Белого лебедя" было прекращено в 2008 году. В 2015 году руководство РФ приняло решение о возобновлении серийного выпуска стратега в модификации М2 на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (КАЗ, филиал ПАО "Туполев"). Первый демонстрационный полет Ту-160М2 (борт "Петр Дейнекин") совершил 25 января 2018 года.

В первоначальные планы Минобороны входил выпуск 50 новых Ту-160М2. На текущий момент КАЗ исполняет заказ на производство десяти "Белых лебедей". Контракт стоимостью 160 млрд рублей был заключен в январе 2018 года во время встречи замминистра обороны РФ (сейчас - вице-премьер) Юрия Борисова с главой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрием Слюсарем.

Действующий авиапарк Ту-160 будет усовершенствован до уровня М2. Данная модификация отличается увеличенной дальностью полета (на 1 тыс. км по сравнению с предшествующим образцом) и снижением на 10% расхода топлива за счет более экономичной силовой установки. Также самолет отличает более современная компоновка. В нем реализована концепция "стеклянной кабины" (механические индикаторы заменены на дисплеи) и "открытого борта" (упрощенная схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

В конце декабря 2017 года в интервью "Красной звезде" генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше предшествующей модели. По его словам, за обновленным "Белым лебедем" "будут сохранены лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов".

По схеме "летающее крыло"

В ноябре 2018 года в ОАК заявили о старте разработки стратега нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации). Самолет будет реализован по схеме "летающее крыло" и с широким использованием стелс-технологий. Конструкторы КБ Туполева решили пожертвовать сверхзвуковой скоростью в пользу малозаметности.

Все оружие машины будет находиться внутри корпуса. Предполагается, что ПАК ДА сможет применять почти все виды известных боеприпасов, включая новейшие ракеты, корректируемые и управляемые авиабомбы. Дальность полета перспективной машины составит порядка 12 тыс. км, скорость - до 1000 км/ч, взлетная масса - 110 т.
Из размещенной на сайте госзакупок информации следует, что двигатель ПАК ДА сможет отработать без ремонта не менее 600 ч, а его полный ресурс составит 8 тыс. ч (порядка 12 лет эксплуатации). Корпус самолета будет изготовлен из композитных материалов с радиопоглощающим покрытием. Серийное производство машины развернется в Казани.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что ПАК ДА должен полностью заменить боевой авиапарк дальней авиации. Однако, как полагает эксперт, опытно-конструкторские работы и испытания самолета могут затянуться, так как промышленности придется решать множество сложнейших инженерных задач. Чтобы дать специалистам время, Минобороны проводит модернизацию строевых машин.

"На мой взгляд, ПАК ДА призван решить большую проблему нашей дальней авиации - ее техническое разнообразие, которое осложняет эксплуатацию и приводит к росту расходов на производство отдельных агрегатов. Например, на всех трех боевых машинах ДА стоят разные двигатели. На Ту-160 - НК-32, на Ту-95 - НК-25, на Ту-22М3 - НК-12. Это не критично, но более предпочтительно иметь один тип многофункционального ударного самолета", - отметил Корнев.

По мнению эксперта, с появлением ПАК ДА воздушный компонент стратегических ядерных сил РФ выйдет на качественно новый уровень. С конца 2020-х годов самолет начнет постепенно вытеснять из парка Ту-95МСМ и Ту-22М3М. При этом, как предполагает Корнев, ВКС достаточно долго будут эксплуатировать Ту-160М2.

"По поводу возобновления серийного производства Ту-160 было немало споров. Ведь из-за большого количества титановых конструкций это очень дорогая машина. Конечно, "Белый лебедь" - прекрасный самолет, но я придерживаюсь точки зрения, что более целесообразно направить средства в реализацию проекта ПАК ДА и закончить выпуск Ту-160 десятью серийными образцами. Именно за ПАК ДА - будущее нашей дальней авиации, самого гибкого компонента ядерной триады России", - подытожил Корнев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка