РТ на русском
29 декабря 2018, 15:50
"Мы сделаем шаг вперед": главный конструктор ПАО "Ил" о замене "Руслана" и модернизации транспортной авиации РФ
Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов рассказал в интервью RT о планах компании по созданию новых военно-транспортных самолетов
- Николай Дмитриевич, на повестке дня остро стоит вопрос модернизации военно-транспортной авиации. Именно она во многом обеспечивает мобильность и экспедиционные возможности Вооруженных сил РФ. Летом текущего года появились сообщения о том, что Россия может создать аналог сверхтяжелого Ан-124 "Руслан", однако потом их опровергли. Потянет ли наша промышленность подобный проект и найдется ли для такого самолета соответствующий двигатель?
- Военно-транспортная авиация России каждый день находится в небе и выполняет задачи, в том числе за рубежом. Поэтому так остро стоит вопрос о продлении ресурсов самолетов и о создании новых машин. Ан-124 играют огромную роль в обороноспособности страны. Не секрет, что они выполнили большой объем перевозок грузов в Сирию. В связи с этим встал вопрос о продлении ресурса этих самолетов. Учитывая нежелание Украины сотрудничать, продлением ресурса и поддержкой технической исправности парка Ан-124 занимается наше ОКБ.
Действительно, неоднократно поднимался вопрос о воссоздании Ан-124. Мы посмотрели на эту ситуацию шире и пришли к выводу, что необходимо создавать новый военно-транспортный самолет. Таким самолетом, на наш взгляд, должен стать Ил-106. По нему мы работали довольно давно. Но в 1990-е и 2000-е годы мы проводили вялотекущие работы.
На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у "Руслана". На самолете будут установлены новые двигатели, новая авионика и все остальное. Создание Ил-106 будет шагом вперед в деле обновления военно-транспортной авиации России.
Ил-106 будет соответствовать всем современным требованиям и по пилотажному авиационному комплексу, и по ресурсу, и по перевозимым грузам. Таким образом, дискуссии по поводу необходимости воссоздания Ан-124 закончились. Мы приступаем к разработке самолета Ил-106.
- Какой двигатель будет установлен на Ил-106?
- На сегодняшний день Объединенная двигателестроительная корпорация тоже приступила к работе по нашему самолету и создает двигатели тягой 24-26 тонн.
- Будет ли грузоподъемность Ил-106 соответствовать возможностям "Руслана"?
- Да. В нормальной эксплуатации грузоподъемность Ил-106 составит 80 тонн, с перегрузом - где-то 110-120 тонн.
- Когда планируется реализовать проект Ил-106
- Страна от нас требует, чтобы Ил-106 появился в 2025-2026 годах.
- В марте 2018 года Минобороны РФ получило первый серийный образец военно-транспортного самолета Ил-76МД-М. Сколько всего машин планируется передать военному ведомству?
- Ил-76 совершил первый полет в 1971 году и строился до 1988 года. За это время было выпущено 940 самолетов. Они разошлись как в Военно-воздушных силах, так и в гражданской авиации. Очень много самолетов ушло на экспорт. Армия поставила перед нами задачу модернизировать парк Ил-76. Ведь за прошедшие десятилетия изменились требования к самолету и, в частности, к пилотажному комплексу.
Сейчас наряду с модернизацией Ил-76 мы занимаемся продлением ресурса строевых машин. Согласно первому контракту с Минобороны, мы должны поставить три самолета. Первый, как вы сказали, уже поступил в войска. Второй проходит модернизацию в нашем летном комплексе в Жуковском, третий ждет своей очереди.
О продолжении работ по Ил-76МД-М армия будет принимать решение после того, как мы присвоим всем трем модернизированным самолетам литеру "О1" (изготовление и испытание установочной серии самолетов по заказу Минобороны. - RT). Я думаю, что модернизации будет подвержено достаточно большое количество Ил-76МД. В любом случае все самолеты, которые нам передадут ВВС, будут доработаны и избавлены от каких-либо ограничений в эксплуатации.
- Хотелось бы поговорить о еще одной военно-транспортной машине - Ил-76МД-90А. Почему этот самолет относят к новому поколению, в чем его особенность?
- Самолет производился в Узбекистане, в Ташкенте. Конечно, самолет для нужд Вооруженных сил России не должен выпускаться за рубежом. Поэтому в начале 2000-х годов было принято решение о переносе производства Ил-76МД в Россию. В 2006 году это решение было зафиксировано в документах, в 2012 году в присутствии президента РФ взлетел первый образец Ил-76МД-90А.
Какими качествами он обладает? Прежде всего, это новый двигатель ПС-90. С этими двигателями самолеты могут приземляться на аэродромы всего мира, в том числе в Соединенных Штатах, так как они соответствует по требованиям к шуму и к эмиссии (выбросу) вредных веществ. Также на Ил-76МД-90А установлен новый пилотажный комплекс. Мы его постоянно модернизируем из-за частых изменений требований со стороны ИКАО (Международная организация гражданской авиации, ICAO. - RT).
Кроме того, на Ил-76МД-90А установлено новое крыло, да и в целом его качество намного улучшилось. Например, если Ил-76МД могли перевозить грузы в 40 тонн, то обновленная машина может потянуть 60 тонн. По сути, Ил-76МД-90А - это новый самолет.
- ПАО "Ил" реализует проект топливозаправщика Ил-78М-90А. В чем специфика этой машины? Зачем она нужна ВВС?
- Топливозаправщик должен обладать таким же характеристиками, как и основной военно-транспортный самолет. Поэтому мы проводим его модернизацию до уровня "90А". Ил-78М-90А по сравнению с предшественниками - Ил-78 и Ил-78М - обладает увеличенной дальностью, более совершенным пилотажным комплексом и самое главное - вмещает больший объем топлива. На Ил-78 и Ил-78М устанавливается один топливный бак, на Ил-78М-90А - два.
Этот самолет необходим для обеспечения дальних перелетов военно-транспортной, бомбардировочной и истребительной авиации. Недавно Венесуэлу посетила пара Ту-160. Естественно, эти два боевых самолета сопровождали топливозаправщики. Потребность в подобных машинах очень большая. Ведь наша авиация нередко летает на дальность 10 000 км и больше, не совершая посадок.
На сегодняшний день построен первый опытный образец Ил-78М-90А. Сейчас он проходит испытания, проверяются его летно-технические характеристики, идет подготовка к передаче в войска.
- В сфере легкой транспортной авиации невозможно обойти вниманием ситуацию с Ил-112В, который должен заменить в войсках Ан-24 и Ан-26. Расскажите подробнее об этом проекте. Когда планируется первый полет?
- С началом модернизации Вооруженных сил России встал вопрос о замене антоновских машин на более современные. Ан-24 и Ан-26 морально устарели и физически изношены. Их, кстати, осталось не так много. В связи с этим руководством страны было принято решение о создании Ил-112В.
Первый образец этого самолета проходит испытания на аэродроме в Воронеже. В январе 2019 года мы обязаны поднять Ил-112В в воздух. Такой срок озвучил замминистра обороны Алексей Юрьевич Криворучко. Да, у нас есть отставание в сроках реализации проекта, но с моей точки зрения это вызвано объективными причинами, связанными со сменой поколений на предприятии. Тем не менее я думаю, что в 20-х числах января 2019 года полет Ил-112В состоится.
- С какими трудностями столкнулся проект среднего военно-транспортного самолета Ил-276? Почему так затянулась его разработка?
- Откровенно говоря, трудностей с разработкой нет - есть проблемы финансовые и организационные. Сначала мы работали с Индией и проект назывался "многоцелевой транспортный самолет", или МТA (Multi-role Transport Aircraft). Потом сотрудничество с Индией было остановлено. В результате Военно-воздушные силы поручили создать замену Ан-12. Весной 2019 года мы должны защищать эскизный проект Ил-276 и по результатам приступим к разработке конструкторской документации.
- Какие двигатели будут стоять на Ил-276?
- Это будут отечественные двигатели. На первых машинах будут устанавливаться ПС-90, которые стоят на самолетах модификации "МД-90А" и Ил-96. Но в дальнейшем мы планируем перейти на двигатели ПД-14.
- Нет ли планов установить на Ил-276 турбовинтовые двигатели?
- На этот самолет - нет. В таком случае получится тот же Ан-12. В Ил-276 мы делаем ставку на скоростные характеристики, требуется обеспечить оборачиваемость самолета при выполнении задач.
- На вооружении ВМФ с 1969 года находится противолодочный самолет Ил-38. Сейчас он оснащается радиоэлектронным комплексом "Новелла", который получил высокую оценку Минобороны. Но ресурс эксплуатации приближается к концу. Есть ли у ПАО "Ил" планы по созданию нового противолодочного самолета?
- При модернизации Ил-38 проходит капитально-восстановительный ремонт, затем на машину устанавливаются новые пилотажный, прицельный и поисково-спасательный комплексы. Благодаря этому самолет приобретает новые качества и выполняет все задачи, которые ему предписываются. Вопрос создания нового самолета с аналогичными функциями пока не поднимается. К тому же проводимая модернизация сопряжена с повышением ресурса Ил-38.
- В этом году исполнилось 30 лет со дня первого полета дальнемагистрального лайнера Ил-96. К большому сожалению, потенциал этой машины за три десятилетия так и не был реализован. В последние годы ведутся работы по созданию Ил-96-400М. На каком этапе находится этот проект и когда обновленный вариант лайнера поднимется в воздух?
- Ил-96 - это самолет со сложной судьбой. После распада СССР его эксплуатацию в нашей стране признали экономически нецелесообразной. В итоге Ил-96 вытеснила с рынка продукция Boeing и Airbus. Однако могу сказать, что Ил-96-300 отличается высокой надежностью и по экономической эффективности не уступает Boeing-767.
В 2015 году было принято решение о возобновлении производства Ил-96. Россия оказалась в ситуации, когда поставки зарубежных лайнеров, которые эксплуатируются отечественными авиакомпаниями, в любой момент могут прекратиться. Конечно, это не нормальное положение дел.
Летные испытания Ил-96-400М должны начаться в 2020 году. По требованиям в ТЗ (техническом задании. - RT) лайнер рассчитан на 380 мест. Мы отказались от предложений заказчиков разработать самолет на 420 мест, потому что в таком случае пассажиры будут лишены необходимых удобств во время дальних перелетов. Все-таки комфорт - это важное конкурентное преимущество гражданского лайнера. На сегодняшний день программа производства Ил-96-400М рассчитана на шесть машин с условием продолжения серийного выпуска.
- Будет ли целесообразна коммерческая эксплуатация Ил-96-400М с двигателями ПС-90А?
- Все зависит от того, как проводить расчеты. Есть мнение, что Ил-96-400М с этими двигателями не будет экономически целесообразным - мы, например, так и не считаем. В конце концов, наличие собственного авиапарка для России - вопрос национальной безопасности. Мы обязательно должны вкладывать в проекты, которые позволят российским гражданам летать на отечественных самолетах.
- Когда состоится первый полет ближнемагистрального самолета Ил-114-300? Насколько успешно продвигается сборка прототипа этой машины?
- Напомню, что первый серийный образец Ил-114 был построен в 1992 году. Из-за нехватки финансов его сертификация затянулась до 1997 года. В этот момент на российский рынок хлынули зарубежные машины. Однако они оказались непригодными для наших непростых условий - прежде всего, из-за неудовлетворительного качества взлетно-посадочных полос на региональных аэродромах.
В отличие от зарубежных самолетов, Ил-114 может успешно эксплуатироваться на грунтовых российских аэродромах. В начале 2018 года мы приступили к обновлению конструкторской документации на этот самолет. В начале 2019 года эта работа будет завершена. Производство самолетов с двигателями ТВ7-117СТ развернется на базе подмосковного авиазавода в Луховицах (входит в РСК "МиГ". - RT). Крыло для Ил-114В будет изготавливать Воронежский завод (ВАСО), фюзеляж - нижегородский завод "Сокол".
Летные испытания самолета должны начаться в 2020 году, но они будут непродолжительными. Прежде всего, Ил-114В будет доработан для посадки на грунтовых аэродромах и для полета в экстремально низких температурах. Я думаю, что где-то в 2022-2023 годах самолет уже пойдет в серию.
- Как бы вы оценили объем рынка для Ил-114В. Сколько потребуется выпустить самолетов для нужд России?
- В 2016 году Росавиация оценила потребность коммерческой авиации России в 300 самолетов. Затем глава Росавиации Александр Нерадько заявил о необходимости построить 400 Ил-114В. Пока будем исходить из этих цифр....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114