Автор: Алексей Заквасин
Опубликовано: 29.12.2018, 15:50
 

"Мы сделаем шаг вперед": главный конструктор ПАО "Ил" о замене "Руслана" и модернизации транспортной авиации РФ


[image]

Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов рассказал в интервью RT о планах компании по созданию новых военно-транспортных самолетов. В частности, он сообщил о ведущейся разработке Ил-106, который должен заменить в войсках Ан-124 "Руслан". Детище ОКБ им. Ильюшина будет обладать аналогичной грузоподъемностью. Первая машина может быть собрана в 2025-2026 годах. Также Таликов заявил о скором завершении проектов легкого транспортного самолета Ил-112В и ближнемагистрального Ил-114-300.

- Николай Дмитриевич, на повестке дня остро стоит вопрос модернизации военно-транспортной авиации. Именно она во многом обеспечивает мобильность и экспедиционные возможности Вооруженных сил РФ. Летом текущего года появились сообщения о том, что Россия может создать аналог сверхтяжелого Ан-124 "Руслан", однако потом их опровергли. Потянет ли наша промышленность подобный проект и найдется ли для такого самолета соответствующий двигатель?

- Военно-транспортная авиация России каждый день находится в небе и выполняет задачи, в том числе за рубежом. Поэтому так остро стоит вопрос о продлении ресурсов самолетов и о создании новых машин. Ан-124 играют огромную роль в обороноспособности страны. Не секрет, что они выполнили большой объем перевозок грузов в Сирию. В связи с этим встал вопрос о продлении ресурса этих самолетов. Учитывая нежелание Украины сотрудничать, продлением ресурса и поддержкой технической исправности парка Ан-124 занимается наше ОКБ.

Действительно, неоднократно поднимался вопрос о воссоздании Ан-124. Мы посмотрели на эту ситуацию шире и пришли к выводу, что необходимо создавать новый военно-транспортный самолет. Таким самолетом, на наш взгляд, должен стать Ил-106. По нему мы работали довольно давно. Но в 1990-е и 2000-е годы мы проводили вялотекущие работы.

На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у "Руслана". На самолете будут установлены новые двигатели, новая авионика и все остальное. Создание Ил-106 будет шагом вперед в деле обновления военно-транспортной авиации России.

Ил-106 будет соответствовать всем современным требованиям и по пилотажному авиационному комплексу, и по ресурсу, и по перевозимым грузам. Таким образом, дискуссии по поводу необходимости воссоздания Ан-124 закончились. Мы приступаем к разработке самолета Ил-106.

- Какой двигатель будет установлен на Ил-106?

- На сегодняшний день Объединенная двигателестроительная корпорация тоже приступила к работе по нашему самолету и создает двигатели тягой 24-26 тонн.

- Будет ли грузоподъемность Ил-106 соответствовать возможностям "Руслана"?

- Да. В нормальной эксплуатации грузоподъемность Ил-106 составит 80 тонн, с перегрузом - где-то 110-120 тонн.

- Когда планируется реализовать проект Ил-106

- Страна от нас требует, чтобы Ил-106 появился в 2025-2026 годах.

- В марте 2018 года Минобороны РФ получило первый серийный образец военно-транспортного самолета Ил-76МД-М. Сколько всего машин планируется передать военному ведомству?

- Ил-76 совершил первый полет в 1971 году и строился до 1988 года. За это время было выпущено 940 самолетов. Они разошлись как в Военно-воздушных силах, так и в гражданской авиации. Очень много самолетов ушло на экспорт. Армия поставила перед нами задачу модернизировать парк Ил-76. Ведь за прошедшие десятилетия изменились требования к самолету и, в частности, к пилотажному комплексу.

Сейчас наряду с модернизацией Ил-76 мы занимаемся продлением ресурса строевых машин. Согласно первому контракту с Минобороны, мы должны поставить три самолета. Первый, как вы сказали, уже поступил в войска. Второй проходит модернизацию в нашем летном комплексе в Жуковском, третий ждет своей очереди.

О продолжении работ по Ил-76МД-М армия будет принимать решение после того, как мы присвоим всем трем модернизированным самолетам литеру "О1" (изготовление и испытание установочной серии самолетов по заказу Минобороны. - RT). Я думаю, что модернизации будет подвержено достаточно большое количество Ил-76МД. В любом случае все самолеты, которые нам передадут ВВС, будут доработаны и избавлены от каких-либо ограничений в эксплуатации.

- Хотелось бы поговорить о еще одной военно-транспортной машине - Ил-76МД-90А. Почему этот самолет относят к новому поколению, в чем его особенность?

- Самолет производился в Узбекистане, в Ташкенте. Конечно, самолет для нужд Вооруженных сил России не должен выпускаться за рубежом. Поэтому в начале 2000-х годов было принято решение о переносе производства Ил-76МД в Россию. В 2006 году это решение было зафиксировано в документах, в 2012 году в присутствии президента РФ взлетел первый образец Ил-76МД-90А.

Какими качествами он обладает? Прежде всего, это новый двигатель ПС-90. С этими двигателями самолеты могут приземляться на аэродромы всего мира, в том числе в Соединенных Штатах, так как они соответствует по требованиям к шуму и к эмиссии (выбросу) вредных веществ. Также на Ил-76МД-90А установлен новый пилотажный комплекс. Мы его постоянно модернизируем из-за частых изменений требований со стороны ИКАО (Международная организация гражданской авиации, ICAO. - RT).

Кроме того, на Ил-76МД-90А установлено новое крыло, да и в целом его качество намного улучшилось. Например, если Ил-76МД могли перевозить грузы в 40 тонн, то обновленная машина может потянуть 60 тонн. По сути, Ил-76МД-90А - это новый самолет.

- ПАО "Ил" реализует проект топливозаправщика Ил-78М-90А. В чем специфика этой машины? Зачем она нужна ВВС?

- Топливозаправщик должен обладать таким же характеристиками, как и основной военно-транспортный самолет. Поэтому мы проводим его модернизацию до уровня "90А". Ил-78М-90А по сравнению с предшественниками - Ил-78 и Ил-78М - обладает увеличенной дальностью, более совершенным пилотажным комплексом и самое главное - вмещает больший объем топлива. На Ил-78 и Ил-78М устанавливается один топливный бак, на Ил-78М-90А - два.

Этот самолет необходим для обеспечения дальних перелетов военно-транспортной, бомбардировочной и истребительной авиации. Недавно Венесуэлу посетила пара Ту-160. Естественно, эти два боевых самолета сопровождали топливозаправщики. Потребность в подобных машинах очень большая. Ведь наша авиация нередко летает на дальность 10 000 км и больше, не совершая посадок.

На сегодняшний день построен первый опытный образец Ил-78М-90А. Сейчас он проходит испытания, проверяются его летно-технические характеристики, идет подготовка к передаче в войска.

- В сфере легкой транспортной авиации невозможно обойти вниманием ситуацию с Ил-112В, который должен заменить в войсках Ан-24 и Ан-26. Расскажите подробнее об этом проекте. Когда планируется первый полет?

- С началом модернизации Вооруженных сил России встал вопрос о замене антоновских машин на более современные. Ан-24 и Ан-26 морально устарели и физически изношены. Их, кстати, осталось не так много. В связи с этим руководством страны было принято решение о создании Ил-112В.

Первый образец этого самолета проходит испытания на аэродроме в Воронеже. В январе 2019 года мы обязаны поднять Ил-112В в воздух. Такой срок озвучил замминистра обороны Алексей Юрьевич Криворучко. Да, у нас есть отставание в сроках реализации проекта, но с моей точки зрения это вызвано объективными причинами, связанными со сменой поколений на предприятии. Тем не менее я думаю, что в 20-х числах января 2019 года полет Ил-112В состоится.

- С какими трудностями столкнулся проект среднего военно-транспортного самолета Ил-276? Почему так затянулась его разработка?

- Откровенно говоря, трудностей с разработкой нет - есть проблемы финансовые и организационные. Сначала мы работали с Индией и проект назывался "многоцелевой транспортный самолет", или МТA (Multi-role Transport Aircraft). Потом сотрудничество с Индией было остановлено. В результате Военно-воздушные силы поручили создать замену Ан-12. Весной 2019 года мы должны защищать эскизный проект Ил-276 и по результатам приступим к разработке конструкторской документации.

- Какие двигатели будут стоять на Ил-276?

- Это будут отечественные двигатели. На первых машинах будут устанавливаться ПС-90, которые стоят на самолетах модификации "МД-90А" и Ил-96. Но в дальнейшем мы планируем перейти на двигатели ПД-14.

- Нет ли планов установить на Ил-276 турбовинтовые двигатели?

- На этот самолет - нет. В таком случае получится тот же Ан-12. В Ил-276 мы делаем ставку на скоростные характеристики, требуется обеспечить оборачиваемость самолета при выполнении задач.

- На вооружении ВМФ с 1969 года находится противолодочный самолет Ил-38. Сейчас он оснащается радиоэлектронным комплексом "Новелла", который получил высокую оценку Минобороны. Но ресурс эксплуатации приближается к концу. Есть ли у ПАО "Ил" планы по созданию нового противолодочного самолета?

- При модернизации Ил-38 проходит капитально-восстановительный ремонт, затем на машину устанавливаются новые пилотажный, прицельный и поисково-спасательный комплексы. Благодаря этому самолет приобретает новые качества и выполняет все задачи, которые ему предписываются. Вопрос создания нового самолета с аналогичными функциями пока не поднимается. К тому же проводимая модернизация сопряжена с повышением ресурса Ил-38.

- В этом году исполнилось 30 лет со дня первого полета дальнемагистрального лайнера Ил-96. К большому сожалению, потенциал этой машины за три десятилетия так и не был реализован. В последние годы ведутся работы по созданию Ил-96-400М. На каком этапе находится этот проект и когда обновленный вариант лайнера поднимется в воздух?

- Ил-96 - это самолет со сложной судьбой. После распада СССР его эксплуатацию в нашей стране признали экономически нецелесообразной. В итоге Ил-96 вытеснила с рынка продукция Boeing и Airbus. Однако могу сказать, что Ил-96-300 отличается высокой надежностью и по экономической эффективности не уступает Boeing-767.
В 2015 году было принято решение о возобновлении производства Ил-96. Россия оказалась в ситуации, когда поставки зарубежных лайнеров, которые эксплуатируются отечественными авиакомпаниями, в любой момент могут прекратиться. Конечно, это не нормальное положение дел.

Летные испытания Ил-96-400М должны начаться в 2020 году. По требованиям в ТЗ (техническом задании. - RT) лайнер рассчитан на 380 мест. Мы отказались от предложений заказчиков разработать самолет на 420 мест, потому что в таком случае пассажиры будут лишены необходимых удобств во время дальних перелетов. Все-таки комфорт - это важное конкурентное преимущество гражданского лайнера. На сегодняшний день программа производства Ил-96-400М рассчитана на шесть машин с условием продолжения серийного выпуска.

- Будет ли целесообразна коммерческая эксплуатация Ил-96-400М с двигателями ПС-90А?

- Все зависит от того, как проводить расчеты. Есть мнение, что Ил-96-400М с этими двигателями не будет экономически целесообразным - мы, например, так и не считаем. В конце концов, наличие собственного авиапарка для России - вопрос национальной безопасности. Мы обязательно должны вкладывать в проекты, которые позволят российским гражданам летать на отечественных самолетах.

- Когда состоится первый полет ближнемагистрального самолета Ил-114-300? Насколько успешно продвигается сборка прототипа этой машины?

- Напомню, что первый серийный образец Ил-114 был построен в 1992 году. Из-за нехватки финансов его сертификация затянулась до 1997 года. В этот момент на российский рынок хлынули зарубежные машины. Однако они оказались непригодными для наших непростых условий - прежде всего, из-за неудовлетворительного качества взлетно-посадочных полос на региональных аэродромах.

В отличие от зарубежных самолетов, Ил-114 может успешно эксплуатироваться на грунтовых российских аэродромах. В начале 2018 года мы приступили к обновлению конструкторской документации на этот самолет. В начале 2019 года эта работа будет завершена. Производство самолетов с двигателями ТВ7-117СТ развернется на базе подмосковного авиазавода в Луховицах (входит в РСК "МиГ". - RT). Крыло для Ил-114В будет изготавливать Воронежский завод (ВАСО), фюзеляж - нижегородский завод "Сокол".

Летные испытания самолета должны начаться в 2020 году, но они будут непродолжительными. Прежде всего, Ил-114В будет доработан для посадки на грунтовых аэродромах и для полета в экстремально низких температурах. Я думаю, что где-то в 2022-2023 годах самолет уже пойдет в серию.

- Как бы вы оценили объем рынка для Ил-114В. Сколько потребуется выпустить самолетов для нужд России?

- В 2016 году Росавиация оценила потребность коммерческой авиации России в 300 самолетов. Затем глава Росавиации Александр Нерадько заявил о необходимости построить 400 Ил-114В. Пока будем исходить из этих цифр.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 декабря 2018 года | Дайджест публикаций за 29 декабря 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Воронежское акционерное самолетостроительное общество (в процессе тестирования)

Комментарии к новости