О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилотаж в условиях Крайнего Севера

В отдаленном гарнизоне Североморск-3 продолжается освоение новых истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ

В отдаленном гарнизоне Североморск-3 продолжается освоение новых истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

Летчики 100-го корабельного истребительного авиационного полка объединения ВВС и ПВО Северного флота выполнили минувшим летом большой объем полетов вдали от "большой земли", и теперь они совершенствуют пилотирование в родном Заполярье, где сложные метеорологические условия - привычное дело.

Этот корабельный истребительный авиационный полк - самый молодой на Северном флоте. Он укомплектован современными "мигами", испытание которых еще продолжается. Новый полк был сформирован 1 декабря 2015 года в Ейске в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ и стал вторым в России.

Через некоторое время личный состав на боевых машинах прибыл на Северный флот и разместился на аэродроме Североморск-3. Там же, где базируется 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, недавно отметивший 45-ю годовщину. На его вооружении находятся палубные истребители Су-33 и учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ.

Воссозданный авиаполк получил знаковый номер 100 в память о первом корабельном истребительном авиационном полку, существовавшем в СССР с 1986 года до распада советской державы. В нем служил легендарный летчик Герой России Тимур Апакидзе, воспитавший плеяду летчиков-асов Северного флота. По проторенной им дороге идет новое поколение летчиков, которое осваивает современную авиатехнику.

В настоящее время новые самолеты МиГ-29К (корабельный) и МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой) проходят государственные совместные испытания (ГСИ) - этап наземного базирования, совмещенный с опытной войсковой эксплуатацией. Перед этим машины успешно прошли на ГСИ этап палубного базирования. Не секрет, уже имеется боевой опыт использования МиГ-29К/КУБ в составе корабельных соединений в Средиземноморье. Этот тип воздушного судна поколения 4++ стал очередным шагом вперед в развитии корабельной истребительной авиации российского ВМФ.

Летчики корабельной авиации - палубники - по авиационным меркам выполняют наиболее сложные, напряженные и опасные полеты. На их подготовку отводится больше времени, чем в авиации берегового базирования. Поэтому не случайно весь летний период 100-й полк отсутствовал в родном гарнизоне авиаторов Североморск-3. Как рассказал командир авиаполка полковник Владимир Кокурин, летчики полным составом проходили обучение в Ейске в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ.

- В начале лета мы на своих самолетах перелетели в Ейск и приступили к интенсивной подготовке по корабельной программе, - сообщил Владимир Кокурин. - Дело в том, что самолет МиГ многофункциональный, его возможности мы продолжаем все больше раскрывать в процессе эксплуатации.

На юге североморцы отрабатывали навыки взлета и посадки на палубу условного авианосца на наземном авиационном тренажере НИТКА, построенном в Ейске. Вместе с опытными летчиками курс подготовки проходили несколько молодых авиаторов.

Примерно через месяц обучения палубники были удостоены чести представлять морскую авиацию Северного флота на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. В этом ответственном и почетном мероприятии участвовало звено самолетов. Отобрали лучших летчиков: ведущим группы был командир полка полковник Владимир Кокурин, его ведомым - штурман полка майор Алексей Солдатов.

Во второй паре ведущим назначили заместителя командира полка по летной подготовке подполковника Андрея Пестова, ведомым - штурмана авиационной эскадрильи майора Артема Ломалова. В резерве на случай отказа техники были майоры Андрей Колесников и Андрей Апраксин.

Четверка МиГ-29К прошла в парадном строю авиации над Кронштадтским рейдом и историческим центром Санкт-Петербурга, достойно представив корабельную авиацию. После парада летчики вернулись в Ейск и продолжили полеты по программе боевой подготовки.

В конце августа их ждала новая задача - участие в Международном военно-техническом форуме "Армия-2018". Из Ейска североморцы совершили перелет в подмосковную Кубинку, где провели показательные полеты. Наряду с ними в программе участвовали авиационные группы высшего пилотажа "Стрижи" и "Русские витязи".

Как рассказали заполярные летчики, интересно было познакомиться с иностранными коллегами - пилотажной группой ВВС Народно-освободительной армии Китая "Первое августа".

- Теперь летаем в Заполярье, здесь что ни день - сложные метеорологические условия, особенно сейчас во время полярной ночи, но мы на погоду никогда не жалуемся. Может, кого-то огорчает, когда в лицо валит то снег, то дождь, а нам, наоборот, нравится. Мы отрабатываем программу боевой подготовки и все больше убеждаемся, насколько классный самолет, - улыбается Владимир Кокурин.

Комполка немного лукавит, полеты в непогоду выполняются не только потому, что она нравится заполярным летчикам. Как мне рассказали в Минобороны, его подчиненные решают очень важную и ответственную задачу, которую можно доверить только хорошо подготовленному в профессиональном плане летному и инженерно-техническому составу. Ведь в ходе опытной эксплуатации они должны всесторонне проверить новый тип самолета с позиции строевых летчиков. Для этого они при прохождении программы боевой подготовки проверяют особенности эксплуатации авиатехники, возможности и способности систем, комплексов в различных физико-географических, метеорологических условиях в различное время суток.

Новый МиГ-29К/КУБ - воздушное судно не просто многофункциональное, а машина, в которой воплотились новейшие разработки отечественных конструкторов. Она имеет спутниковую навигацию, прекрасную систему автопилотирования, современный комплекс связи. Новый многоцелевой авиакомплекс имеет и более совершенные, чем в предыдущих модификациях, двигатели РД-33МК, новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование.

В качестве основной особенности самолета специалисты называют новый комплекс управления вооружением, который позволяет применять современные и перспективные авиационные средства поражения по воздушным, наземным и морским надводным целям.

Большим преимуществом летчики считают возможность использовать различные системы посадки, в том числе модернизированную корабельную посадочную систему, позволяющую в полной мере использовать все возможности самолетов этого типа. Она обеспечивает обмен данными по выполнению наведения, целеуказания как от кораблей к самолету и обратно, так и между летательными аппаратами.

- Наши машины - это полностью отечественное производство, нет ни одной импортной детали, - с гордостью говорит Владимир Кокурин.

Командир авиаполка объяснил, что новым истребителям МиГ-29К/КУБ предстоит пройти еще немало испытаний, проверок, исследований в ходе ГСИ и опытной эксплуатации. По результатам полетов летчики делятся наблюдениями с авиастроителями и высказывают им свои пожелания, предложения.

В военном ведомстве пояснили, что на основе результатов, полученных в ходе госиспытаний и опытной эксплуатации, Минобороны примет решение о целесообразности закупки партии серийных самолетов и их количестве. Поэтому в работе авиаторов нет мелочей, каждую шероховатость лучше выявить и устранить как можно раньше.

На вопрос, какой самый сложный этап в полете, командир полка отвечает с ходу: "Конечно, пилотаж, так как при больших физических нагрузках и сложных метеорологических условиях требуется правильное распределение внимания. Когда заходишь в облака, меняется иллюзорное восприятие: самолет летит ровно, а тебе порой кажется, что боком".

Полковник Владимир Кокурин по многолетнему опыту знает, что в такой ситуации важно распределение внимания, чтобы не ошибиться. Как правило, такое явление происходит на скорости 350 километров в час при заходе на посадку, а тебе надо вовремя обнаружить полосу, сохранить параметры полета.

- Труднее всего приходится летчику, потому что он один в кабине и за все отвечает сам. Ему надо быть и штурманом, и связистом, и летчиком, - говорит командир полка.

Тем не менее процесс обучения дает положительные результаты. Теперь все опытные летчики полка уверенно пилотируют боевые машины в сложных метеоусловиях Крайнего Севера. Два молодых офицера еще проходят подготовку и в начале 2019 года должны будут встать на крыло. Впереди у заполярных истребителей - двустороннее летно-тактическое учение в зимний период обучения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка