О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Санкции махнули "черным крылом"

Как выяснил "Ъ", санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21

Как выяснил "Ъ", санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и "Ростех" пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант - заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от "черного крыла" лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.

Санкции США в отношении АО "Аэрокомпозит" (входит в ОАК) и АО "ОНПП "Технология" имени Ромашина" ("Ростех") поставили под угрозу создание композитного "черного крыла" для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме - самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов "Ъ" рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло - одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с "американской" нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал "Ъ" 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

"Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы", - уточнил один из собеседников "Ъ". Вариантов немного, признается другой, с учетом "весьма крепких" американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: "Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее". Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, "а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года".

Второй вариант - подключение к импортозамещению структур "Росатома", "они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи". По данным "Ъ", проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и "Ростеха", а также "Росатома". По итогам "композитный дивизион" "Росатома" (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет "Аэрокомпозит". Но, как заметил один из собеседников "Ъ", сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант - самый радикальный: по сведениям "Ъ", ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но "убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера", говорит собеседник "Ъ". Также, по мнению источников "Ъ", замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В "Росатоме" не стали комментировать ситуацию.

В "Ростехе" называют проблему "надуманной": "Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается". Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили "Ъ": "В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует".

"Для реализации этих проектов (Объединенной авиастроительной корпорации. - "Ъ") потребуется в несколько раз больше дополнительных инвестиций, чем 50-55 млрд руб., о которых говорилось ранее", - Дмитрий Леликов, замгендиректора "Ростеха", в интервью ТАСС 24 декабря.

В ОАК связывают санкции в отношении "Аэрокомпозита" с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. "Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования", - подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

"Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации", - утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 "Аэрофлоту", которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге "присоединились" к комментарию ОАК, в "Аэрофлоте" и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку "есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков", незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, "конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus". Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве "черного крыла": тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как "без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка