О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России прокомментировали проблемы с выпуском самолета МС-21

Американские санкции в отношении АО "Аэрокомпозит" и АО "ОНПП "Технология" имени Ромашина" привели к проблемам с реализацией проекта новейшего российского самолета МС-21

Американские санкции в отношении АО "Аэрокомпозит" (входит в ОАК) и АО "ОНПП "Технология" имени Ромашина" (входит в "Ростех") привели к проблемам с реализацией проекта новейшего российского самолета МС-21, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники. В Объединенной авиастроительной корпорации и Минпромторге утверждают, что уже приняли меры для выхода из этой ситуации.

По данным "Коммерсанта", речь идет о некоторых компонентах производства американской компании Hexcel и японской Toray Industries, которые необходимы для создания композитного "черного крыла" и части киля МС-21. Как заявил изданию один из собеседников, оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов.

"Придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее", - сказал изданию другой источник.

Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркнул собеседник газеты. По его мнению, это приведет к сдвигу сроков выпуска самолета как минимум до 2025 года.

Второй вариант - подключение к импортозамещению структур "Росатома", которые, как утверждает источник, "уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи". По данным "Коммерсанта", проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и "Ростеха". "По итогам "композитный дивизион" "Росатома" (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет "Аэрокомпозит", - пишет газета. Но, как отметил один из ее собеседников, сейчас в России нет предприятий, производящих такие компоненты, а прогнозировать сроки крайне сложно.

Третий вариант "Коммерсант" называет самым радикальным: ЦАГИ и НИЦ имени Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но "убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера", заявил изданию источник. Кроме того, по мнению собеседников газеты, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21.

В ОАК изданию заявили, что связывают санкции против "Аэрокомпозита" с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. В корпорации подчеркивают, что уже начали процедуру обжалования попадания компании в санкционные списки, поскольку она никак не связана с ОПК. Кроме того, в ОАК заверили, что в России есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, и сейчас осваивается цепочка производства.

МС-21 не останется без материалов

В "Ростехе" проблему назвали надуманной.

"Есть надежные зарубежные поставщики композитов. Есть собственные разработки в этой сфере. Без необходимых материалов отечественное авиастроение в любом случае не останется. Отказ от использования в конструкции МС-21 композиционных материалов не рассматривается", - сказали РИА Новости в пресс-службе корпорации.

По словам собеседника агентства, срок первых поставок самолета - 2020 год - остается для ОАК актуальным.

В аппарате вице-премьера Юрия Борисова отметили, что ситуация с созданием МС-21 находится под контролем.

"В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует", - заявили там.

Меры приняты

В Минпромторге РИА Новости сообщили, что уже приняли меры по замене иностранных композитов в МС-21 на отечественные аналоги.

Кроме того, добавили в ведомстве, в России осваивается вся цепочка производства композиционных материалов в военной и гражданской сферах, в том числе для авиации. В частности, уже несколько лет идет активная работа с "Росатомом", ВИАМом, частными компаниями.

"В результате в рамках общей программы импортозамещения идет пошаговая замена необходимых компонентов композитного крыла МС-21 на отечественные аналоги. Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена как дополнение к сертификату типа без изменения сроков сертификации", - заключили в Минпромторге.

Все дело в конкуренции?

Ситуацию также прокомментировал генеральный директор компании "Альянс Авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка. Он считает, что перекрытие поставок материалов может быть связано с нечистоплотной конкуренцией.

"Мы помним, что Япония является поставщиком многих комплектующих для большого самолета Boeing 777. По сути, сам Boeing без Японии не сможет качественно производить данную модель самолета. В данном случае, возможно, прослеживается нечистоплотная конкуренция со стороны Boeing, который, естественно, связан с правительством США", - сказал Прядка в эфире радио Sputnik.

По мнению эксперта, американская сторона могла пойти на такой шаг, чтобы сорвать программу создания МС-21.

"Если это так, то пока конструкторы спроектируют новую конструкцию, пройдет время и в некотором роде самолет устареет, что снизит его конкурентоспособность на внешнем рынке. Поэтому возможно, что под прикрытием санкций компания ведет такую игру", - заключил Прядка.

Что представляет собой МС-21

МС-21-300 - ближней- и среднемагистральный узкофлюзеляжный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Создает самолет входящая в ОАК корпорация "Иркут" в широкой международной кооперации.

Первый МС-21-300 представили публике в июне 2016 года в Иркутске, а в мае 2017-го состоялся его первый полет. Сейчас в летных испытаниях участвуют два лайнера, еще один проходит статические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского, а на Иркутском авиационном заводе строятся еще три опытных самолета.

Лайнер включает в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. Среди его достоинств производители называют комфортный пассажирский салон и экологичность - показатели выбросов углекислоты и азота у МС-21 ниже, чем у Airbus и Boeing.

Но главным достоинством нового самолета считается его экономичность. Сверхпрочное композитное крыло позволяет значительно улучшить аэродинамику, что уменьшает расходы при эксплуатации лайнера на 12-15 процентов по сравнению с существующими аналогами....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка