О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Боевой эскорт на новых вертолетах

По словам заместителя командира авиабригады по летной подготовке подполковника Александра Булдова, поступающие на вооружение соединения двадцатьчетверки значительно повысят боевые возможности бригады армейской авиации ЦВО

С конца прошлого года в обиходе личного состава дислоцирующейся в Каменске-Уральском (Свердловская область) бригады армейской авиа­ции ЦВО прижилась фраза из некогда популярного зарубежного боевика, где с развитием сюжета главный герой киноленты в процессе противо­стояния группе террористов, захвативших здание одной корпорации, завладевает скорострельным оружием. Своим визави он оставляет пос­лание: "Теперь у меня есть автомат".

Для самой молодой в системе Вооруженных Сил РФ Среднеуральской авиабригады армейской авиации ЦВО, привыкшей в прежнем статусе последние семь лет решать все учебно-боевые задачи силами экипажей военно-транспортных вертолетов Ми-8, таким "автоматом" с начала учебного года стала формируемая боевая эскадрилья, принимающая в эти дни на вооружение ударные вертолеты Ми-24П.

По словам заместителя командира авиабригады по летной подготовке подполковника Александра Булдова, поступающие на вооружение соединения двадцатьчетверки не только возьмут на себя бремя не свойственных транспортно-боевому Ми-fr8 задач, но и значительно повысят боевые возможности недавно переформированной бригады армейской авиации ЦВО.

- До этого, - поясняет подполковник Булдов, - если можно так выразиться, воздушно-огневой эскорт и нашим Ми-8, и наземным войскам обеспечивали коллеги из состава одномоментно с нами переформированной в авиаполк Новосибирской авиационной базы армейской авиации ЦВО. Всякий раз в интересах проводимых на наших полигонах плановых учений приходилось перебазировать необходимое количество Ми-24 из-под Новосибирска на Средний Урал, а между Каменск-Уральским и местом дислокации сибиряков-вертолетчиков - свыше тысячи километров. Теперь надобность в этом практически отпала.

Почему практически? Дело в том, что в настоящее время боевая эскадрилья находится в стадии активного формирования. Под начало командира эскадрильи подполковника Кирилла Козимченко уже поступило пять первых Ми-24П. На соответствующие должности осуществляется подбор летного состава. В конечном итоге его будут представлять как вертолетчики из иных воинских частей, освоивших данный тип вертолета, так и каменск-уральские пилоты, изъявившие желание пересесть с Ми-8 на Ми-24П. Найдется место и для выпускников Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. Кстати, сам подполковник Козимченко - из числа местных пилотов. Почему принял решение о переквалификации? Комэск поясняет:

- На Ми-8 я пересел лишь два года назад, когда окончил Военно-воздушную академию. А до того 12 лет летал на Ми-24. Не скрою: по боевой работе на "Крокодиле" тосковал. Потому, когда стало известно, что на вооружение авиабригады поступят двадцатьчетверки, я был первым, кто принял решение о возвращении на ту технику, на которой начинал службу.

Прошение офицера было удовлетворено. Более того, ему поручили возглавить формируемую эскадрилью. В высоком профессионализме подполковника Козимченко никто не сомневался, но, как говорится, закон есть закон - предварительно каждому из вновь назначенных в состав эскадрильи пилотов следовало доказать личное мастерство в управлении Ми-24. Для этого в самый канун 2019 года в Каменск-Уральский прибыла группа инструкторского состава.

Молодой комэск первым занял место в кабине ударного вертолета и вывел его на рулежку и в тот день отработал с десяток воздушных элементов. В их числе "горка", пикирование, боевой разворот. Для человека, имеющего опыт летной работы, все это несложно. Но дело не только в личной практике. Спустя последующие три летные смены ему уже самому в качестве инструктора придется принимать аналогичные зачеты у подчиненных. Последним допуск к самостоятельному управлению Ми-24П выдадут лишь после отработки не менее десятка летных смен. Таким образом, к напряженной работе уже сформированные экипажи молодой эскадрильи будут полностью готовы в ближайшие два месяца. С завершением поступления необходимого количества винтокрылых боевых машин в состав Каменск-Уральской авиабригады и профильной доподготовки личного состава абсолютная боеготовность эскадрильи под командованием Козимченко будет достигнута в летней период обучения.

Напряжения в профессиональной сфере среднеуральским пилотам, по всей видимости, будет не занимать. Об этом наглядно свидетельствует ритм минувшего учебного года.

Так, по данным штаба 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа, 2018 учебный год для армейской авиации стал самым насыщенным по объему участия в мероприятиях боевой подготовки. Лишь за период авиасопровождения таких крупномасштабных маневров, как "Мирная миссия - 2018" и "Восток-2018", летный состав Новосибирской авиационной базы армейской авиации ЦВО (ныне - отдельный вертолетный полк) выбрал полугодовую норму полетов, проведя в воздухе свыше 1500 часов. Что, по словам начальника отдела - старшего инспектора-летчика отдела боевой подготовки боевого применения армейской авиации объединения ВВС и ПВО ЦВО полковника Руслана Обухова, дало летному составу отличный опыт в вопросах выполнения задач по предназначению.

Судите сами. В этапе "Мирной миссии - 2018" от российской стороны приняли участие два десятка вертолетов: вопросы огневого прикрытия осуществляли ударные Ми-24, задачи высадки тактических воздушных десантов решали многоцелевые Ми-8. Несмотря на то, что активная фаза маневров была непродолжительной, а в воздушном пространстве полигона в пиковый момент одновременно находилось до нескольких десятков самолетов и вертолетов из состава объединенного авиакрыла стран Содружества, пилоты российских Ми-8 успешно высадили в заданных районах два десантных батальона, осуществили эвакуацию с мест события условно раненных военнослужащих и с помощью специального спускового устройства провели высадку группы спецназа на крышу освобождаемого объекта; Ми-24 в свою очередь израсходовали по выявленным целям порядка 400 неуправляемых авиационных ракет.

- С завершением "Мирной миссии", практически без перерыва на отдых, вертолетчики объединения перебазировались на оперативный аэродром в район розыгрыша маневров "Восток-2018", - отмечает полковник Обухов. - Удаление "точки" назначения порядка 3500 километров. Длительный перелет. Ряд промежуточных посадок для дозаправки. На месте временного пребывания в автономном режиме было развернуто несколько лагерей и командных пунктов. Для обеспечения полетов сосредоточена необходимая структура наземного обеспечения: топливозаправщики, радиосвязное оборудование и так далее. Согласно объему предстоявших задач от объединения было сосредоточено свыше 30 вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-26.

В ходе маневров "Восток-2018" пилоты армейской авиации ЦВО отработали десятки профильных заданий, в том числе приняли участие в одновременной высадке тактического воздушного десанта тремя способами: беспарашютным, по-штурмовому и низковысотным парашютным способом; экипаж Ми-26 принял участие в этапах переброски техники и контейнеров с боеприпасами, крепившимися на внешней подвеске.

Казалось бы, пик практико-боевой активности миновал и финал учебного года можно встретить, как шутят вертолетчики, в режиме ротации. Увы, так в войсках не бывает. Пилотов армейской авиации ЦВО ждал новый сложнейший экзамен на профессионализм. В осенний период в Центрально-Азиатском регионе стартовало совместное оперативно-стратегическое учение ОДКБ "Боевое братство - 2018", в ходе которого на полигонах Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в течение месяца проходил розыгрыш пяти масштабных учений: "Поиск", "Воздушный мост", "Взаимодействие", "Рубеж" и "Нерушимое братство".

В частности, в интересах совместного ОСУ ОДКБ из Толмачево (Новосибирская область) в район маневров воздушным эшелоном в разобранном виде самолетами Ан-124 были перебазированы четыре Ми-8 и столько же Ми-24. На российской авиационной базе Кант (Киргизская Республика) авиатехники собрали винтокрылые машины, подготовили к практическому применению по предназначению.

Полковник Руслан Обухов отмечает, что в ходе совместного ОСУ ОДКБ самой главной особенностью для российских пилотов стали полеты в горной местности и отработка огневых задач в районе высокогорного полигона. "Со всеми профильными заданиями наши пилоты справились без замечаний", - не без удовлетворения говорит полковник Обухов. - Вернулись в Россию и сразу же включились в процесс стартовавшего под Екатеринбургом совместного учения Коллективных миротворческих сил ОДКБ "Нерушимое братство - 2018". Над Свердловским полигоном напряжение было не меньшим. Экипажи нашего объединения принимали участие и в этапе нейтрализации условных диверсионно-разведывательных бандгрупп, и в высадке тактического десанта, подразделений миротворческих сил, и в эпизоде доставки в указанный район груза гуманитарной помощи".

Кстати, минувшей осенью в промежутке между маневрами очередная партия из 30 вертолетных экипажей успела повысить практические навыки выполнения учебно-боевых задач в незнакомой горной местности. Двухнедельные сборы прошли на базе тактического аэродрома в Алтайском крае. Экипажи Ми-8 и Ми-24 отработали взлет и посадку в высокогорье - свыше 2 тысяч метров над уровнем моря, освоили технику пилотирования в непростых рельефных условиях. "Сложность выполнения задач в горах, - поясняет полковник Обухов, - связана с тем, что разреженность воздуха на больших высотах серьезно влияет на работу двигателя. Плюс ко всему в горах доминируют сильные воздушные потоки, сказывающиеся на технике пилотирования. Без должных навыков мы не допускаем вертолетчиков к практической работе над горными полигонами. И здесь важен тот момент, что в составе экипажных групп практику пилотирования в горах в этот раз получили сразу несколько молодых пилотов".

В 2018 году объединение сразу приняло 28 выпускников. К сегодняшнему дню все они переучились на образцы штатной техники. На данный момент уровень их практического налета соответствует установленной плановой норме. "К началу нового процесса боевой подготовки, - поясняет полковник Руслан Обухов, - все новички выбрали необходимое количество полетных часов. И, что немаловажно, будут иметь опыт полетов в ночных условиях".

Между прочим, последний момент находится в приоритете для всех пилотов армейской авиации ЦВО. Совсем недавно вертолетчики сразу двух частей армейской авиации в Свердловской и Новосибирской областях отработали программу практических полетов по обнаружению целей в темное время суток в сложных метеорологических условиях с применением очков ночного видения. В полетах на двух десятках вертолетах Ми-24П, Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5 приняли участие свыше 100 военнослужащих из числа летного и инженерно-технического состава. В ходе полетных заданий экипажи выполняли поиск и распознавание подвижных и неподвижных объектов. Основная цель подобной практики - во-первых, проверка готовности личного состава к выполнению боевых и специальных задач по предназначению, во-вторых, практическая отработка тактических приемов с полным использованием боевых возможностей авиатехники и ее оборудования.

Иначе нельзя. Опыт боевой работы в "горячих точках" - наглядное тому свидетельство. Полковник Руслан Обухов считает, что основное, вынесенное армейскими вертолетчиками из тех событий понятие состоит не столько в наработке экипажами практических навыков, сколько в укреплении пилотами личного морального духа. "Потому что основа боевого опыта кроется в том числе и в понимании момента, когда приходится отвечать не только за выполнение боевой задачи, но и за жизни членов экипажа, более того, ведомой тобой группы, наконец, за находящихся на борту других военнослужащих", - поясняет полковник Обухов.

Эти и многие иные моменты плановой боевой подготовки будут иметь дальнейшее развитие уже в учебном процессе. Наиболее ответственным этапом станет грядущее стратегическое командно-штабное учение "Центр-2019", в этап подготовки к которому вертолетчики объединения ВВС и ПВО ЦВО включатся буквально с первого дня нового учебного года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка