О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Забытый самолет пятого поколения

12 января 1999 года руководство АИПК "МИГ" представило публике опытный экземпляр многофункционального фронтового истребителя (МФИ), получившего шифр МиГ 1.42

12 января 1999 года руководство АИПК (сейчас - РСК) "МиГ" представило публике опытный экземпляр многофункционального фронтового истребителя (МФИ), получившего шифр МиГ 1.42 (позднее - МиГ 1.44). Презентация состоялась в Летно-испытательном институте (ЛИИ) им. Громова в подмосковном Жуковском.

Показ перспективного самолета стал одним из самых ярких событий российской авиации 1990-х годов. На демонстрации МФИ присутствовали министр обороны РФ Игорь Сергеев, главнокомандующий ВВС Анатолий Корнуков, министр экономики Андрей Шаповальянц и помощник президента Евгений Шапошников. К собравшемся в ЛИИ высоким гостям машину подрулил летчик-испытатель, герой Советского Союза Владимир Горбунов.

МиГ 1.44 впервые поднялся в воздух 29 февраля 2000 года. Полет продолжался 18 минут. Машина сделала два круга над аэродромом ЛИИ на высоте около одного километра. Однако данное событие осталось незамеченным со стороны первых лиц государства. Первый полет стал для МФИ последним. Сейчас поднявшийся в небо самолет находится на аэродроме в Жуковском рядом с другими экспонатами.

Специалисты "МиГа" называли свое детище "абсолютно новым самолетом". Работы над ним стартовали еще в 1970-е годы. Советские ученые прорабатывали возможность создания ударного многофункционального самолета, который обладал бы малой радиолокационной заметностью, сверхманевренностью и мог бы держать сверхзвуковую скорость (более 1 Маха) на бесфорсажном режиме.

Фактически речь шла о создании самолета пятого поколения. Аналогичную задачу в период холодной войны решали и Соединенные Штаты. Правда, США не делали ставку не сверхманевренность, которая необходима в ближнем воздушном бою. Американцы рассчитывали завоевывать господство в воздухе посредством использования дальнего высокоточного оружия.

В 1990 году в воздух поднялся экспериментальный образец будущего F-22 Raptor, который стал первым в мире серийным самолетом пятого поколения. США достигли серьезных технологических успехов, но реализация программы столкнулась со множеством трудностей, а машина была признана слишком дорогой. В начале 2000-х годов Пентагон принял решение перенаправить средства на проект F-35, более совершенный самолет пятого поколения.

В 1990-е годы российский МФИ считался потенциальным конкурентом F-22 и по ряду заявленных тактико-технических характеристик (ТТХ) превосходил американца.

МиГ 1.44 представляет собой одноместный моноплан с двухкилевым оперением (схема "утка"). "Микояновцы" попытались приблизить свое детище к классу тяжелых истребителей. Например, максимальная взлетная масса МФИ составляла около 30 тонн, значительно превосходя по этому показателю легкий МиГ-29.

Кроме того, в отличие от самолетов четвертого поколения в МиГ 1.44 широко использовались композитные материалы. Углепластики и полимеры составляли около 30% массы машины, 35% - алюминиево-литиевые сплавы, 30%- сталь и титан.

Предполагалось, что на самолете будут установлены двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф разработки НПО "Сатурн", бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС АФАР) и электродистанционная цифровая система управления. Заявленная максимальная скорость МФИ оценивалась в 2,6 Маха, а крейсерская без включения форсажа - в 1,4 Маха.

Уникальность машины, если верить руководству "МиГ", состояла в том, что в ней были воплощены все требования, которые предъявлялись к самолету пятого поколения. Важнейшим достижением стала возможность размещать вооружение внутри борта. Без этого качества невозможно достижение малой заметности. МФИ получился действительно новым самолетом, не похожим ни на одну другую хищную птицу в мире.

Однако детище "микояновцев" не было лишено недостатков. В частности, во внутренних отсеках мог разместиться далеко не весь арсенал самолета. Поэтому в конструкции машины были предусмотрены точки внешней подвески. Они не являлись основными, но их использование в бою снижало показатель малозаметности и не позволяло выполнять сверхзвуковой полет.

Можно найти данные о том, что боевая нагрузка МиГ 1.44 составляла 12 тонн. Это невероятный показатель для самолетов оперативно-тактической авиации. Однако насколько реалистичны были подобные оценки? Ведь боевая нагрузка даже самых современных образцов не превышает 9-10 тонн.

В открытом доступе по-прежнему отсутствует развернутое объяснение причин, по которым проект МиГ 1.44 был закрыт. Однако можно предложить, что виной стало переплетение совершенно разных факторов. МФИ при всех его преимуществах по состоянию на 2000 год являлся сырым проектом, который, как показал американский опыт создания F-22 и F-35, нуждался бы в доработке в течение 10-15 лет при негарантированном положительном результате. Также существует мнение о том, что МиГ 1.44 безнадежно отстал в технологическом отношении от американского Raptor, на перспективах которого уже тогда был поставлен крест.

Очевидно, что проект самолета пятого поколения был нужен России. Однако 20 лет назад у Минобороны, видимо, отсутствовал четкий концептуальный взгляд на его облик и ТТХ. Наверняка, военных мог напугать и объем инвестиций. Так, расчетная стоимость одного МФИ составляла около 70 миллионов долларов. С большой вероятностью эта сумма увеличилась бы. Возможно, заказчика отпугнули сложности, связанные с кооперацией производства или другие технические причины, которые носят непубличный характер.

В СМИ можно встретить версию о том, что МиГ 1.44 просто не повезло. Дескать, он был представлен в период, когда "смутные времена" в России не закончились, а потом стал жертвой конкуренции со стороны ОКБ Сухого, предложившего Минобороны проект Т-50 (ПАК ФА, Су-57). Наверное, и этот взгляд не лишен смысла. Как писала ранее РП, "микояновцы" в силу объективных причин проиграли конкуренцию "Сухому".

Не лишним будет напомнить о коррупционных скандалах, которые поразили РСК "МиГ" в 2000-е годы. Репутация предприятия была сильно испорчена перед потенциальными и действующими заказчиками. Сегодня корпорация рассчитывает выбраться из кризиса за счет продвижения на рынке истребителя МиГ-35 и уже получила небольшой контракт от Минобороны, но будущее этого проекта весьма туманно. МиГ-35 - это не самолет пятого поколения, а глубоко модернизированная версия МиГ-29.

Спустя 20 лет после демонстрации МиГ 1.44 "микояновцы" так и не создали по-настоящему новый конкурентоспособный самолет, а Россия не получила от ОКБ Сухого серийную машину нового поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская планета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка