Опубликовано: 16.01.2019, 08:03
 

Необычный аэроклуб


[image]

Аналога ему нет. Во-первых, это "Аэроклуб ВВС" - ветеранов военной службы. Во-вторых, базируется он в знаменитой Кубинке рядом с легендарными "Стрижами" и "Витязями". И, в-третьих, возглавляет его уникальный человек - Александр Горнов, диспетчер планирования использования воздушного пространства ГЦ ЕС ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Летать - его профессия и хобби одновременно.

Итак, едем в Кубинку и по дороге беседуем. Начинаем с официального. "Аэроклуб ВВС" - это автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. Создан в ноябре 2015 года по решению Министра обороны РФ и Главнокомандующего ВКС. В арсенале - 32 единицы авиатехники: Ан-2, УТИ МиГ-15, Як-18Т и Як-52, Cessna 172 и др. Аэроклуб получил лицензию №76551 от 24 октября 2016 года на проведение дополнительного профессионального образования. Построены две базы с соответствующей инфраструктурой: одна функционирует, вторая - в стадии развития. Все это - территории бывших свалок, и стоило огромных трудов привести их в порядок: было утилизировано более 12 тысяч кубометров гнилого леса, вывезена не одна сотня машин с мусором. Обустройство продлится еще года полтора, пока все будет приведено к стандартам.

Главные задачи

Именно с них начинается разговор. Задач немало, и все они масштабные. Примечательно, что традиционные ознакомительные полеты не в приоритете. У аэроклуба ВВС совсем другие горизонты. Тем он и отличается от других. Вот главные задачи: организация первоначальной летной подготовки воспитанников суворовских и кадетских училищ; создание исторической коллекции ВС; участие в реконструкциях, авиационных показах, проведение соревнований по авиационным видам спорта; проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи на героических традициях советской и российской авиации. А еще - всесторонняя поддержка ветеранов военно-воздушных сил.

Крутя "баранку" авто, бывший заместитель начальника 237-го гвардейского центра показа авиатехники приступает к подробному "разбору полетов", вернее - задач.

Не просто учить летать

Да, аэроклуб обучает летному делу всех желающих. Инструкторско-преподавательский состав - военные пилоты с огромным налетом на самых разных типах ВС, имеющие большой опыт работы (о них - отдельно). Под их руководством курсанты изучают аэродинамику, устройство авиационных двигателей, метеорологию, другие дисциплины, совершают учебно-тренировочные полеты. А после успешной сдачи экзаменов получают свидетельство пилота-любителя.

Но команда аэроклуба видит эту задачу масштабнее. "Увы, в 1990-е лучшая в мире система первоначальной подготовки военных летчиков в СССР была практически разрушена - нет ни одного летного училища, которое бы готовило специалистов - летчиков среднего звена для ДОСААФ. Авиация ДОСААФ, задачей которой как раз и было развитие авиационного спорта и подготовка резерва для государственной авиации, однако не финансируется государством, хотя и выполняет государственные задачи.

Подготовка одного первоклассного летчика занимает 10 лет, - с сожалением констатирует факты Александр Горнов. - Мы решили проводить отбор и обучение азам летного дела старшеклассников. Ведь сегодня молодые люди, учась в профильном заведении, не представляют, смогут ли они стать летчиками - только на 3-м курсе начинается летная практика, и 20-30% понимают, что это не их предназначение… А средства на обучение потрачены. Поэтому при поддержке Минобороны в 2018 году мы сформировали три учебных класса по 60 человек - в Тверском суворовском военном училище, Краснодарском и Ставропольском кадетских корпусах. В зимний период ребята будут обучаться по специальным программам - они написаны, утверждены. Преподаватели пройдут обучение, наши специалисты будут выезжать с лекциями. А летом курсанты приедут к нам на летную практику".

Когда мы приехали в аэроклуб, я увидела самолет для первоначального обучения - Zlin-142 и Як-52 - не только для обучения, но и спортивного пилотажа. Но у курсантов-школьников будет еще и модернизированный для первоначального обучения двухдвигательный самолет "Кадет-СК4" Самарского авиазавода - безопасный, экономичный и эффективный. Кстати, в аэроклубе созданы все условия для курсантов: есть отличная гостиница, уютная столовая, зоны отдыха и занятий спортом.

А еще аэроклуб совместно с "Бауманкой" и специалистами из Татарстана занимается разработкой специальной тренажерной техники с дальнейшим серийным выпуском для аэроклубов. Комплексный тренажер с уникальной программой отработки взаимодействия (визуальные групповые полеты, боевые маневры, атака наземной цели и т.д.) уже сделан и продемонстрирован в работе представителям правительства РФ, Московской области, Минобразования, военным. Заинтересованность есть - немалая.

Летающий музей

Аэроклуб при непосредственном участии Минобороны активно работает над созданием летописи авиации России, превращая ее в реальные артефакты. "Если во всем мире, куда бы вы ни приехали, есть возможность воочию посмотреть на историю развития авиации, то у нас в стране это только возрождается. По технологиям, старым чертежам мы восстанавливаем технику, облетываем ее и показываем", - рассказывает А. Горнов, открывая ангар, в котором царственно возвышается белоснежный, но такой хрупкий и невесомый "Фарман-4", построенный с нуля энтузиастами аэроклуба.

Звездным часом для создателей музея действующей ретро-авиатехники стал 2017 год, когда в параде, посвященном 105-летию ВВС России, в общем строю из 140 воздушных судов летели и 16 самолетов аэроклуба, начиная от легендарных "Фарман-4" 1910 года выпуска, УТ-2 1930 года выпуска, "Дуглас" 1942 года выпуска и заканчивая учебно-тренировочными истребителями типа УТИ МиГ-15.

Демонстрационные полеты восстановленной авиатехники - неотъемлемая часть жизни аэроклуба. Рядом с "Фарманом", например, возрождается из небытия первый истребитель России (1912-1914) - биплан С-14: часть деталей самолета АНТ-4 привезена с Дальнего Востока, они оцифрованы, идет подготовка к сборке. Кипит работа и по восстановлению самолетов времен Великой Отечественной войны, среди них и "Юнкерс-87": он сделал несколько полетов, но требует небольшой доработки.

Увидеть своими глазами исторические экземпляры: самолеты, вертолеты, которые служили на протяжении нескольких десятков лет, и прикоснуться к ним - дорогого стоит. И эта уникальная техника не прозябает в ангарах. Она не просто летает - участвует в реконструкциях исторических событий. Это тоже большой пласт работы. Аэроклуб входит в кластер ВКС парка "Патриот" и в этом направлении тесно с ним взаимодействует. Уже есть опыт участия в реконструкциях событий Первой мировой войны, Великой Отечественной - "Поле боя" и "Контрнаступление". В октябре мы участвовали в реконструкции сражения под Можайском, а в декабре - генерального наступления под Москвой.

Аэроклуб принимает участие во всех воздушных показах, фестивалях с участием малой авиации. Пилоты летали на День танкиста, а в октябре участвовали в региональных авиационных соревнованиях на точность приземления на приз главкома ВКС РФ. Словом, здесь скучно не бывает! И в мой приезд на аэродроме Кубинка проходил международный военно-технический форум "Армия-2018", на котором свое мастерство показывали пилотажные группы. А на выставке авиатехники красовались шесть самолетов аэроклуба - учебные и ретро. Первыми очень интересовались китайские военные. Не меньший интерес у публики был и ко вторым.

Надо сказать, что в аэроклубе есть еще один музей - в нем собрана история базировавшегося в Кубинке 234-го гвардейского истребительного полка с множеством уникальных экспонатов. И это тема отдельной статьи.

Вот такая насыщенная и разноплановая жизнь в аэроклубе. Задач и работы много. Но здесь все успевают. Почему? Ответ прост.

Горнов и его команда

- Хобби у каждого свое. Вот мы любим авиацию. У нас небольшая, но сплоченная команда единомышленников. Я бы сказал - упертая, - произнес начальник аэроклуба, знакомя с коллективом. - Это высококвалифицированные военные летчики и технические специалисты из Кубинки. Офицеры, служившие в пилотажных группах - "Стрижи", "Русские витязи", "Небесные гусары". Можно сказать, элита пилотажников Кубинки.

Первый заместитель начальника аэроклуба, летный директор Константин Тоцкий - майор запаса, освоил 15 типов ВС. Андрей Макаренко - Заслуженный военный летчик РФ, полковник запаса, 18 освоенных типов ВС, командир "Стрижей" (1996-2000). Заместитель начальника аэроклуба Александр Дементьев; флайт-менеджер Сергей Корнеев; РП - летчик-пилотажник, подполковник запаса Виталий Онян; пилоты-инструкторы: Алексей Шерстнев (2-й состав "Стрижей"), Вадим Шмигельский ("Стрижи", одиночный пилотаж). Инженерно-технический состав: заместитель начальника аэроклуба по ИАС Александр Пожематкин, инженер по эксплуатации ВС Олег Черных - с первых дней строительства аэроклуба. Среди персонала есть и пилоты-любители. Переменный состав доходит до ста человек.

Ну и, конечно, начальник аэроклуба Александр Александрович Горнов - заслуженный военный летчик РФ, полковник запаса. Освоил 39 типов самолетов и вертолетов. Летал на МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-25. В начале 90-х создал и возглавил пилотажную группу "Небесные гусары", летал со "Стрижами", "Русскими витязями".

- Сложно сказать, почему жизнь посвятил авиации. Вот мой трехлетний внук играет только в самолеты, хотя живет в другом месте и не видит их. Мечта появилась сама собой. Я вырос в деревне в Свердловской области и самолеты увидел первый раз будучи уже курсантом Качинского высшего военного училища летчиков­истребителей. С 1982 года - в Кубинке. Это отличная школа. Служить здесь сложно, но почетно, - вспоминает Александр Александрович. - Перед выходом в запас был первым заместителем начальника Центра показа авиатехники, создал аэроклуб. С 2010 года работаю в Госкорпорации по ОрВД сменным диспетчером. И продолжаю летать! Правда, сейчас - в удовольствие. И таких влюбленных в небо людей к нам в аэроклуб приходит немало.

"Авиагонки. Формула-1"

Разумеется, у аэроклуба есть поддержка, начиная с местной администрации, правительства Московской области до Министерства обороны РФ, командующего ВКС РФ. Есть спонсоры, просто заинтересованные люди. Но большую часть средств аэроклуб зарабатывает сам. И вкладывает в общее дело.

- Мы обучаем не только будущих летчиков, технический состав, но и специалистов планирования и управления воздушным движением, РТОП. Я считаю, что каждый диспетчер УВД должен пройти спецпрограмму (пусть 2-3 часа полетов), чтобы понимать, как работают в воздухе те, кем он управляет, - поясняет А. Горнов. - Для нашей Госкорпорации по ОрВД есть еще одно предложение - создать летную команду для участия в соревнованиях по высшему пилотажу, авиаралли, гонкам. На предприятии есть хорошие команды по футболу, хоккею, но, как у авиационной структуры, нет своей летной команды, которая бы представляла ее интересы на международных соревнованиях, таких, скажем, как чемпионат мира "Авиагонки. Формула-1". Кстати, этим летом состоялся и первый чемпионат России по авиагонкам. Было бы здорово создать такую команду, тем более немало сотрудников Госкорпорации летают в нашем аэроклубе (есть и женщины).

Каким видится будущее?

Светлым. Потому что много молодых ребят и девчонок приходят в аэроклуб, восхищаются именитыми асами летного дела, влюбляются в небо, становятся курсантами. Например, как Анна Кацан, студентка МГУ: "Мой папа в аэроклубе уже пять лет. Он пилот-любитель. Как-то привел меня с собой. Понравилось, стала учиться, и вот уже четвертый год я здесь. Летаю с пилотом-инструктором Константином Тоцким. Настоящий профи! У меня порядка 100 часов налета, 120 вылетов. Хочется, чтобы больше ребят и девчонок приходили в аэроклуб. Стоит один раз попробовать, и вы навсегда влюбитесь в небо!".

В очередной раз здесь, в Кубинке, влюбилась в небо и я. А еще, как минимум, ученики местной Старогородковской школы - второй год, как аэроклуб взял над ними шефство. Ребята из подшефного 2-го класса "Орленок" - частые гости на аэродроме. Вот вам еще один пример патриотического воспитания не на словах, а на деле. Именитые летчики стремятся привить молодому поколению не только любовь к небу, но и к Отечеству, которому они достойно служили и служат. А потому взялись за сложное и, казалось бы, неподъемное по глобальности задач дело - сделать аэроклуб образцово-показательным. У них это получится. На то они и элита Кубинки!

 

Дайджест прессы за 16 января 2019 года | Дайджест публикаций за 16 января 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (в процессе тестирования)

Комментарии к новости