О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Французам ничего другого не остается": как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale

Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale

Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale. Об этом сообщает издание Defense News. Стоимость сделки - $2,3 млрд. Предполагается, что обновленный самолет сможет участвовать в военных конфликтах, проходящих в условиях "повышенной информационной конкуренции". Эксперты отмечают, что программа Rafale оказалась слишком дорогой - это помешало создать устойчивый спрос на французскую машину. Кроме того, с точки зрения аналитиков, у Парижа мало шансов выпустить самолет пятого поколения, поскольку европейский рынок намерены перехватить США, которые экспортируют истребитель F-35.

Правительство Франции подписало с авиастроительной корпорацией Dassault Aviation контракт на разработку новой версии истребителя Dassault Rafale по стандарту F4. Об этом сообщает издание Defense News.

Часть работ планируется закончить в 2022 году, полностью проект будет завершен в 2024-м. Стоимость контракта составляет $2,3 млрд.

Согласно условиям сделки, с 2023 года ВВС Франции поставят 28 самолетов, частично оборудованных согласно F4, еще 30 полностью соответствующих новому стандарту машин ожидают в 2027-2030 годах. Таким образом, Минобороны Франции рассчитывает обновить около 40% парка Dassault Rafale, который насчитывает 144 строевые машины в составе ВВС и Военно-морских сил страны.

Как утверждает министр обороны Франции Флоранс Парли, версия F4 будет приспособлена для ведения "сетецентрической войны", то есть боевых действий в условиях повышенной информационно-коммуникационной конкуренции.

В связи с этим модернизация Rafale предусматривает установку более совершенных элементов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и возможность использования новых ракет класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".

В настоящее время Rafale в войсках Франции эксплуатируется в основном в модификации F3-4+. В октябре прошлого года Dassault Aviation получила сертификат Агентства по оборонным закупкам (DGA) на более совершенную версию самолета - F3-R, переход на которую должен начаться в течение 2019 года.

Dassault Rafale F4 сможет нести ракету большой дальности Meteor, лазерно-лучевую систему наведения (ЛСН) производства компании Thales, а также комплекс поражения Safran AASM, который позволяет с точностью до нескольких метров применять корректируемые авиационные бомбы и ракеты класса "воздух - поверхность" с лазерной и инфракрасной головками самонаведения.

Не уложились в требования

Разработка Dassault Rafale началась в первой половине 1980-х годов. Минобороны Франции стремилось унифицировать разношерстный парк оперативно-тактической авиации. Перед разработчиком была поставлена задача создать экономичный многофункциональный самолет небольшой массы.

Первоначально Париж планировал реализовать проект в кооперации с Великобританией, Германией или Италией. Однако договориться не удалось - взгляды специалистов из разных стран разошлись по поводу взлетной массы будущего "евроистребителя".

Презентация прототипа Dassault Rafale состоялась в декабре 1985 года, а в 90-х стартовали его летные испытания. Опытно-конструкторские работы по самолету затянулись из-за сокращения военного бюджета Франции. Минобороны было вынуждено урезать финансирование проекта нового самолета и направить ресурсы на модернизацию 55 Dassault Mirage 2000 до версии F1CT.

В итоге серийное производство Dassault Rafale началось на рубеже 2000-х. Как утверждает разработчик, основными преимуществами истребителя являются эксплуатационная надежность, высокая полезная нагрузка (до 9,5 т), емкие топливные баки, широкое использование цифровых технологий, компактный и легкий комплекс радиоэлектронной борьбы SPECTRA (250 кг).

Однако при разработке своего детища Dassault Aviation так и не смогла выполнить требования Минобороны по массе самолета. В частности, ВМС Франции рассчитывали получить 8-тонный палубный истребитель. Однако первый прототип Rafale оказался на полтонны тяжелее, а масса серийного образца превысила 10 т.

Также конструкторы Dassault Rafale достаточно поздно начали работы по совершенствованию бортовой радиолокационной станции БРЛС. В 2000-е годы на истребителях устанавливались станции с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР) с дальностью обнаружения целей до 100 км. Разработка новой БРЛС RBE2-AESA началась только в 2010 году и завершилась в 2016-м. За этот период французы увеличили показатель дальности обнаружения целей со 140 до 220 км.

Колоссальные инвестиции

Несмотря на срыв запланированных сроков ОКР по самолету, эксперты отмечают, что Dassault Rafale смогла создать одну из лучших машин четвертого поколения, обладающую к тому же значительным модернизационным потенциалом. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, у истребителя хорошая динамика разгона, превосходная электроника и прицельный комплекс, но стоимость машины чрезмерно высока даже с учетом этих достоинств.

"Главным недостатком Rafale я бы назвал его стоимость. Она перечеркивает едва ли не все преимущества истребителя и делает его неконкурентоспособным по соотношению цена - качество. Этот казус объясняется большими расходами на рабочую силу и высокими налогами в промышленном секторе Франции", - пояснил Кнутов.

В 1980-е годы Минобороны Франции планировало вложить в разработку нового истребителя 155 млрд франков (около €24 млрд), но в итоге к концу 1990-х годов инвестиции в этот проект достигли 320 млрд франков (€50 млрд).

Слишком высокой оказалась и цена одной серийной машины. Так, в СМИ встречается информация, что в 2000-е годы за один Dassault Rafale Минобороны Франции платило от $85 млн до $124 млн - в зависимости от модификации.

С учетом колоссальных инвестиций в Dassault Rafale, французы надеялись окупить проект за счет экспортных контрактов. Однако в 2000-е Dassault Aviation не смог договориться о поставках своего детища в Швейцарию, Ливию, ОАЭ и Бразилию. В декабре 2011 года Жерар Лонге, занимавший тогда пост министра обороны Франции, заявил, что серийное производство истребителей будет закрыто, если до 2018 года Dassault Aviation не получит заказ от иностранного государства.

В январе 2012 года Dassault Aviation выиграла стартовавший еще в 2007 году конкурс Минобороны Индии на поставку 126 легких многофункциональных боевых самолетов (MMRCA). В последующие годы Dassault Aviation заключила несколько контрактов с Египтом и Катаром по продаже Rafale.

Каир согласился приобрести 24 самолета за €5,2 млрд, Доха - 36 машин за €6,7 млрд. Таким образом каждый французский истребитель обошелся Египту в €216 млн, а Катару - в €241 млн. По словам Кнутова, астрономическая сумма сделок объясняется тем, что французы всегда включают в контракты расходы на сервисное обслуживание.

Реализация сделки с Индией обернулась большими проблемами для обеих сторон. Согласно требованиям конкурса, Дели должен получить 126 самолетов за сумму в пределах $12 млрд. Кроме того, обязательным условием была сборка 108 машин в Индии на мощностях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

После победы в конкурсе Dassault Aviation между двумя контрагентами возникли серьезные разногласия по вопросам стоимости и производственной кооперации. В итоге в 2016 году глава правительства Индии Нарендра Моди одобрил заключение с французами контракта на покупку 36 Rafale за $8,7 млрд. Детали сделки были засекречены.

Решение Моди подписать контракт с Dassault Aviation вызвало в стране политический скандал. Оппозиция обратила внимание на очевидное несоблюдение условий конкурса, а также на завышенную стоимость французских истребителей.

"Похоронить проект"

Боевые возможности Rafale неоднократно критиковала западная пресса. В августе прошлого года американское издание The National Interest опубликовало материал, посвященный российскому многофункциональному самолету Су-35. В статье утверждалось, что этот истребитель не оставит Rafale ни единого шанса в потенциальном бою.

"Это оценка соответствует действительности. Последние версии российских самолетов четвертого поколения оснащены двигателями с управляемым вектором тяги. Это дает неоспоримое преимущество в ближнем бою, а поражать цели на дальних расстояниях помогают РЛС с активной фазированной антенной решеткой и новые ракеты, которых у французов нет", - пояснил Кнутов.

Тем не менее Dassault Aviation не останавливается на совершенствовании своего основного истребителя. Французская корпорация совместно с другими европейскими компаниями планирует разработать самолет пятого поколения по схеме летающее крыло. Презентация концептуального облика истребителя состоялась в мае прошлого года. Специалисты Dassault Aviation считают, что новая машина откроет путь к появлению беспилотного боевого самолета.

Юрий Кнутов скептически оценивает перспективы реализации европейского проекта самолета пятого поколения. По его мнению, Dassault Aviation неизбежно столкнется с проблемами в сфере кооперации с европейскими предприятиями. Собеседник RT выразил уверенность, что США будут оказывать огромное давление на Францию и другие государства, продвигая на европейском рынке F-35 Lightning II.

"Американцы сделают все возможное, чтобы похоронить проект европейцев. Ведь их самолет - очевидный конкурент F-35. А если Dassault Aviation будет самостоятельно создавать новую машину, то ее стоимость будет совсем астрономической. Французам ничего не остается, как продолжать модернизацию Rafale и пытаться продать свой истребитель кому-нибудь еще", - резюмировал Кнутов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка