Автор: Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина
Опубликовано: 17.01.2019, 07:34
 

Экспорт перевозок набирает высоту

Авиация продолжит лидировать по валютным продажам транспортных услуг


[image]

Как выяснил "Ъ", Минэкономики подготовило проект стратегии развития экспорта транспортных услуг в РФ, согласно которому объем рынка будет расти почти на 6% в год и к 2024 году достигнет $29,2 млрд. Доминировать в структуре сектора продолжат услуги воздушного транспорта, на которые и сегодня приходится более 50%. Министерство также делает ставку на развитие транзита по Севморпути, контейнерных перевозок по железной дороге между ЕС и Азией, воздушный транзит. Эксперты считают, что документ еще сырой, предлагаемые меры для развития экспорта расплывчаты, но Минэкономики обещает еще доработать текст с участием бизнеса и ведомств.

Минэкономики совместно с Всероссийской академией внешней торговли 27 декабря разослало на обсуждение раздел "Транспортные услуги" проекта "Стратегия развития экспорта услуг РФ до 2025 года". В Минэкономики "Ъ" это подтвердили. "Конечно, поступают замечания и предложения транспортных компаний и ведомств, - говорят в министерстве. - После доработки еще раз соберем ведомства и бизнес для согласования". В Минтрансе "Ъ" сообщили, что документ поступил, ответ направлен Минэкономики.

Как говорится в проекте (есть у "Ъ"), в 2017 году объем экспорта транспортных услуг (речь идет, прежде всего, об оказании услуг потребителям вне РФ с валютной выручкой) составил $19,8 млрд, или 34,3% всего экспорта услуг. По видам транспорта лидирует воздушный - 50,8%, $10,05 млрд, за ним идет морской ($4,91 млрд). Железнодорожные и автомобильные перевозки принесли $1,04 млрд и $0,93 млрд соответственно. "В среднесрочной перспективе ожидается сохранение высокой доли воздушного транспорта", - сообщается в документе: он будет расти на 5,39% в год - до $14,5 млрд в 2024 году. Основной проблемой отрасли авторы считают рост цены авиакеросина.

Экспорт услуг водного транспорта будет расти на 6,23% в год и к 2024 году может достичь $7,5 млрд. Среди проблем сектора авторы проекта выделяют высокий износ коммерческого флота, нехватку крупнотоннажных судов, невозможность для владельцев судов российского реестра взять льготный кредит, как в странах с удобным флагом. По железнодорожному сегменту экспорт будет расти на 5,54% в год, до $1,45 млрд в 2024 году,- в частности, за счет взрывного роста транзита между ЕС и Китаем по РФ и возможного запуска сообщения с Индией. Проблемы сектора - слабая координация с портами и высокая конкуренция со стороны морских перевозок в обход России. Экспорт услуг автотранспортабудет расти на 7% в год, до $1,5 млрд, ключевыми проблемами авторы считают неравные условия приобретения техники по сравнению с иностранными компаниями, а также несовершенство налогообложения (в сегменте в "сером" секторе 70-80% доставок).

В целом экспорт транспортных услуг покажет "умеренный, но стабильный рост" с темпом 5,75% в год - до $29,2 млрд в 2024 году. Перспективные ниши - железнодорожный и автомобильный транзит между ЕС и Азией, морской по Севморпути, воздушный транзит, услуги трубопроводного, космического транспорта, почтовые и курьерские услуги.

Наиболее серьезной проблемой в секторе авторы считают неэффективность логистики: Россия - лишь на 75-м месте в мировом рейтинге ее эффективности (LPI) и уступает, например, Украине и Казахстану. Среди предложенных мер - программы льготного кредитования морских перевозчиков и льготного лизинга для закупки автотранспорта, льготное налогообложение для автотранзита, подготовка экипажей для плавания в высоких широтах, сглаживание негативного эффекта налогового маневра в нефтяной отрасли, развитие системы узловых аэропортов, а также обновление перегрузочного оборудования и инфраструктуры пограничных пунктов пропуска.

Проект документа очень сырой, считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, содержит целый ряд спорных тезисов и крайне малое количество практических мероприятий. "Рост экспорта в значительной степени увязывается с крупными инфраструктурными проектами (в том числе Севморпутем) с огромными потребностями в финансировании и высокой неопределенностью по срокам реализации, - говорит он. - Это справедливо, но едва ли является целью разработки документа. Неоднозначны, например, тезисы об исчерпанности потенциала авиатранзита, частых пересмотрах тарифов на перевозку контейнеров и долгосрочном характере морских тарифов". Эксперт счел крайне неоднозначным и тезис о потенциале экспорта услуг космического транспорта, где "у "Роскосмоса" и производителей техники огромный комплекс проблем, а конкуренция США резко усилилась, что привело к драматическому падению доли России на мировом рынке". На рынке автоперевозок не учтены изменения, связанные с системой "Платон" и развитием системы весогабаритного контроля, говорит господин Бурмистров.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что предлагаемые меры для стимулирования международных перевозок слишком общие. "В России узловой международный аэропорт сегодня, строго говоря, один - Шереметьево", - говорит он. Хороший потенциал развития есть у Пулково, полагает господин Борисов, - с точки зрения географии трасс Петербург расположен выгоднее Москвы. Для стимулирования перевозок власти должны сделать пребывание иностранных пассажиров в РФ максимально комфортным, полагает эксперт, например, предоставив право 72-часового безвизового пребывания на всей территории России или в Петербурге. "В Шанхае есть такое право в течение 144 часов", - приводит пример Федор Борисов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 января 2019 года | Дайджест публикаций за 17 января 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости