РБК
21 января 2019, 18:28
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Рост затрат на авиакеросин существенно превысил доходы авиакомпаний от перевозок, топливо для ряда компаний подорожало на 24-58% за год, выяснила Росавиация
Насколько выросли затраты на авиакеросин?
Росавиация в соответствии с поручением аппарата правительства проанализировала данные пяти крупных ("Аэрофлот", "Сибирь", "Россия", "Уральские авиалинии", Utair) и выборочно трех региональных перевозчиков ("Комиавиатранс", "Якутия", "Нордавиа") за январь-сентябрь 2017 и 2018 годов.
Подлинность письма подтвердил отраслевой чиновник, знакомый с содержанием документа.
В ходе проверки ведомство выяснило, что доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение перевозок в 2018 году увеличилась у каждой авиакомпании на 2-7 процентных пункта (с 14-30 до 16-35%). Меньше всего доля расходов на авиакеросин у "Сибири", наибольшая - у "Нордавиа" (35%), посчитали сотрудники ведомства.
Ряд российских авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин получил убытки от перевозок за январь-сентябрь 2018 года против прибыли годом ранее, следует из материалов Росавиации. Среди них - "Аэрофлот", Utair и "Якутия".
Средняя стоимость одной тонны топлива в 2018 году увеличилась для авиакомпаний на 9-16 тыс. руб. - это рост от 24% для "Комиавиатранса" до 58% у "Якутии". Из пятерки крупнейших перевозчиков больше всего средняя цена авиакеросина выросла у "Аэрофлота" (+38%), меньше всего - у "Уральских авиалиний" и Utair (+31%).
Как компенсировать затраты?
Специалисты Росавиации рассчитали, что цена билета (средний доход авиакомпании на одного пассажира) увеличилась от 4% (у "Аэрофлота") до 18% у "России". Utair единственная среди перевозчиков снизила стоимость - на 0,1%. Как указывают специалисты ведомства, рост стоимости топлива для каждой авиакомпании в 2018 году существенно выше роста цен на билеты. "При ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров российские авиакомпании не имеют возможности возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет", - говорится в письме.
В результате у большинства из этих восьми перевозчиков финансовые результаты от основной деятельности (валовая прибыль) существенно ухудшились по сравнению с январем-сентябрем 2017 года. Ряд авиакомпаний ушел в минус по итогам девяти месяцев: "Аэрофлот" (-13,57 млрд руб.), "Россия" (-1,88 млрд руб.), Utair (-1,42 млрд руб.), "Комиавиатранс" (-533,4 млн руб.) и "Якутия" (-406,87 млн руб.).
При этом специалисты Росавиации уточняют, что выделить степень влияния только роста цен на топливо на финансовый результат перевозчиков невозможно, так как на показатели финансово-экономического состояния компаний влияет множество факторов (маршрутная сеть, курс нацвалюты и стоимость аренды самолетов, платежеспособность пассажиров).
Еще 14 августа Минтранс предложил авиакомпаниям компенсировать рост цен на керосин, чтобы они не повышали стоимость билетов. Речь шла о выделении 22,5 млрд руб. По прогнозам ведомства, совокупный рост цены на авиакеросин по итогам года мог составить до 30%.
В конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за цен на топливо и представить предложения до 1 марта 2019 года. 19 января глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что пока компенсацию на повышение стоимости авиакеросина авиакомпании не получили.
Реакция авиаперевозчиков
О возросших тратах на авиатопливо не раз заявляли российские перевозчики. Одной из первых озаботилась ростом стоимости топлива авиакомпания S7. В декабре 2017 года совладелица S7 Наталия Филева сообщила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен на керосин.
"Мы не можем переложить рост цен на пассажира. Это конкурентный рынок, мы не можем диктовать любые цены", - сообщил РБК представитель авиакомпании в понедельник.
Гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов в начале июня 2018 года говорил, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают "постепенно", а половина рейсов внутри страны нерентабельна.
В начале сентября "Аэрофлот" вслед за другими компаниями заявил об ухудшении финансовых показателей из-за роста цен на авиакеросин. В первом полугодии 2018 года перевозчик показал убыток на 7,2 млрд руб., в компании это объясняли возросшими расходами на топливо. Позже "Аэрофлот" уточнил, что по итогам года может потерять 55 млрд руб. из-за топлива и девальвации рубля.
Президент Utair Павел Пермяков сообщил РБК, что затраты перевозчика на авиакеросин за январь-сентябрь составили 12,77 млрд руб., их доля выросла до с 24 до 29%, но перевозчик не поднимал цены на билеты. "Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка", - добавил он. Еще в конце лета Пермяков предупреждал об ухудшении финансовых результатов из-за роста расходов на топливо. По его словам, авиакомпания может закончить год с убытком в десятки или даже сотни миллионов рублей.
РБК направил запросы в "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "Якутию", "Нордавиа" и Минтранс....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет