Air Traffic Control
24 января 2019, 11:38
Масштабно, качественно и "под ключ"
Каков вклад Концерна ВКО "Алмаз - Антей" в развитие аэронавигационной системы России, рассказывает Д. Савицкий, заместитель гендиректора Концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения
- Дмитрий Владимирович, какое место в деятельности Концерна занимает сектор гражданской авиации?
- Предприятия Концерна разрабатывают, производят и поставляют продукцию как военного, так и гражданского назначения. Производственная программа Концерна по продукции гражданского назначения включает в себя разработку, производство и поставку современных систем и средств связи, наблюдения, автоматизации управления воздушным движением и метеорологического обеспечения полетов. Все оборудование сертифицировано Межгосударственным авиационным комитетом и Росавиацией.
Несмотря на то, что основной деятельностью Концерна является разработка и производство продукции военного назначения, имеющиеся технические заделы и подготовленные трудовые коллективы позволяют разрабатывать, производить и поставлять заказчикам "под ключ" самые совершенные, полностью отвечающие требованиям ИКАО технические средства, системы и комплексы, предназначенные для оснащения объектов ЕС ОрВД.
Номенклатура комплексов технических средств, производимых предприятиями Концерна и в кооперации, а также перечень выполняемых работ и оказываемых услуг полностью перекрывают потребности Росавиации по техническому перевооружению аэронавигационной системы России на современные, зачастую инновационные комплексы и системы наблюдения, навигации, связи и управления, в полной мере позволяющие реализовать концепцию CNS/ATM.
Говоря о месте такой продукции в деятельности Концерна, следует отметить, что ее доля в физических и финансовых объемах может быть и не очень велика, однако она занимает значимое место в системе приоритетов деятельности руководства Концерна, предприятий и трудовых коллективов как одна из важнейших задач для развития экономики, социальной сферы и безопасности государства.
В связи с широкими производственными и научно-техническими возможностями, высокой технической оснащенностью предприятий и уровнем подготовки трудовых коллективов, Концерн определен государством как единственный поставщик технических средств, систем и комплексов для аэронавигационной системы России. Такой статус дает большие возможности для налаживания устойчивого взаимодействия с заказчиками по оперативному решению проблем оснащения объектов ЕС ОрВД современным оборудованием, но вместе с тем и накладывает большую ответственность за качество производимого оборудования и выполняемых работ, напрямую влияющих на развитие федеральных и региональных воздушных перевозок, на возможности ЕС ОрВД по аэронавигационному обслуживанию.
Организация тесного и эффективного взаимодействия с Росавиацией, подведомственными ей предприятиями и предприятиями промышленности позволила Концерну создать техническую основу для эффективного применения транспортной инфраструктуры воздушных перевозок при проведении таких значимых международных мероприятий, как Саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпийские игры в Сочи, Всемирная летняя Универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу в 11 городах России и другие; а также переоснастить ряд аэропортов Дальнего Востока для обеспечения транспортной доступности Камчатского края, Сахалина и островов Курильской гряды; в течение трех лет полностью переоснастить аэронавигационную систему Республики Крым после ее вхождения в состав России. И такая работа продолжается.
Для выполнения поручений Президента РФ по повышению уровня безопасности полетов и транспортной доступности регионов России, Концерн совместно с предприятиями промышленности постоянно проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инновационной продукции для модернизации аэронавигационной системы на основе внедрения перспективных систем наблюдения, навигации, связи и управления, формирования общей информационно-телекоммуникационной среды в ЕС ОрВД, в том числе с применением технологий ГЛОНАСС.
- В содружестве с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Концерн активно участвует в реализации Федеральной целевой программы по модернизации ЕС ОрВД России. Какие работы ведутся в настоящее время?
- Сотрудничество Концерна с Госкорпорацией по ОрВД началось фактически с момента его создания в 2002 году, когда стало очевидным, что такая стратегическая отрасль, как аэронавигационная система РФ, не может эффективно развиваться без тесной увязки с системой контроля за порядком использования воздушного пространства, ведущую роль в создании технических средств для которой играют предприятия Концерна.
Важнейшим шагом такого взаимодействия стало принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)", а также определение Концерна единственным поставщиком аэронавигационной продукции.
В настоящее время Концерном по заказу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" реализуются около 600 контрактов (договоров) на модернизацию и техническое перевооружение объектов ЕС ОрВД и еще около 350 находятся в различных стадиях подготовки и согласования.
Основных направлений этой деятельности несколько. Во-первых, это создание и техническое перевооружение укрупненных центров ЕС ОрВД. Если подробнее, то:
- из запланированных к строительству и модернизации 12 укрупненных центров ОВД завершены и введены в эксплуатацию семь (Московский, Магаданский, Хабаровский, Самарский, Иркутский, Красноярский, Тюменский), а также Калининградский, который выделен в отдельную категорию, так как не является укрупненным, но в связи с нахождением в Калининградской области, являющейся анклавом РФ в окружении иностранных государств, оснащен для решения задач укрупненного центра;
- завершено строительство Екатеринбургского УЦ ЕС ОрВД. Силами АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" и предприятий его кооперации Центр оснащен комплексом технических средств на базе АС УВД "Альфа" последнего поколения производства ООО "Фирма "НИТА";
- ведутся работы по реконструкции и техническому перевооружению Новосибирского УЦ ЕС ОрВД со сроком завершения в 2019 году. В настоящее время заканчиваются общестроительные работы, после чего можно будет приступить к оснащению Центра технологическим оборудованием;
- завершается проектирование и начинается строительство Санкт- Петербургского УЦ ЕС ОрВД. Он станет одним из лучших центров не только российского, но и международного масштаба, который будет осуществлять контроль воздушного движения во всем воздушном пространстве и аэропортах Северо-Западного Федерального округа, а также Северного Ледовитого океана. Создание укрупненного центра в Северной столице послужит дальнейшему развитию аэронавигационной системы РФ в европейской части страны, существенно дополнит модернизацию Московской воздушной зоны и позволит внедрить эффективную структуру воздушного пространства в регионе;
- выполнено техническое проектирование и осуществляется строительство Якутского УЦ ЕС ОрВД, что позволит завершить создание современной системы ОВД в Дальневосточном федеральном округе. Дочернее предприятие Концерна - ПАО "НПО "Алмаз" (ранее АО "НПО "ЛЭМЗ") готово к оснащению данного Центра современным комплексом технических средств на базе АС ОВД "Топаз";
- ведутся подготовительные работы к техническому проектированию переоснащения Ростовского УЦ ЕС ОрВД. Технический проект системы должен включить в себя все последние наработки в области автоматизации обслуживания воздушного движения, достигнутые при техническом перевооружении и эксплуатации ранее созданных УЦ ЕС ОрВД РФ и в первую очередь - Московского центра, в котором решаются аналогичные задачи взаимодействия с ВКС.
Только в 2018 году Концерном поставлено заказчику около 150 комплектов оборудования наблюдения, навигации, связи и управления для оснащения около 100 объектов ЕС ОрВД. Среди них - вышеназванные УЦ ЕС ОрВД, объекты транспортной инфраструктуры воздушных перевозок городов проведения Чемпионата мира по футболу, строительство и техническое перевооружение трассовых и аэродромных радиолокационных позиций на современные радиолокационные комплексы "Утес-Т", "Лира-А10", АОРЛ-1АС, МВРЛ "Аврора-2", "Крона-М", оснащение объектов системами и средствами навигации как на воздушных трассах, так и в районе аэродромов, в том числе системами точного захода на посадку, позволяющими повысить безопасность полетов.
Продолжается техническое перевооружение фиксированной авиационной связи с внедрением современных цифровых систем, позволяющих обеспечить устойчивую воздушную связь в самых сложных условиях, а также развитие опорных сетей связи УЦ ЕС ОрВД.
Осуществляется модернизация систем управления и планирования использования воздушного пространства различного уровня с целью внедрения технологий зональной навигации, интеграции аэронавигационной системы РФ в международную аэронавигационную систему для обеспечения бесшовности аэронавигационного обслуживания полетов ВС иностранных авиакомпаний, технического обеспечения внедрения решений госорганов в области планирования использования воздушного пространства.
Еще одним важным направлением сотрудничества является проведение целого комплекса мероприятий в соответствии с Федеральной целевой программой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", направленных на внедрение в аэронавигационное обслуживание воздушного движения технологий ГЛОНАСС. Это и создание систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН), системы мониторинга и доведения до авиационных пользователей информации о состоянии навигационных полей ГНСС; создание комплексной автоматизированной системы обеспечения авиационных потребителей, использующих системы ГЛОНАСС/GPS, цифровыми базами аэронавигационных данных, создание и внедрение функциональных дополнений ГЛОНАСС, обеспечивающих полеты воздушных судов по правилам зональной навигации; а также точный заход на посадку по I-III категориям ИКАО и другие.
Взаимодействие с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" успешно развивается и позволяет реализовывать планы Министерства транспорта РФ и Росавиации по развитию аэронавигационной системы России на основе требований ИКАО и Федеральных правил использования воздушного пространства.
- Есть ли новые разработки, которые Концерн сможет в ближайшее время предложить отечественным и зарубежным предприятиям аэронавигации?
- Как я говорил выше, все поставляемое радиотехническое оборудование и автоматизированные системы управления воздушным движением произведены российскими предприятиями и соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля. Наряду с модернизацией и улучшением ТТХ традиционных технических средств ведется разработка новых типов оборудования с использованием спутниковых технологий. Остановлюсь коротко на проектах партнеров Концерна по направлениям: связь, навигация, наблюдение и АС УВД (CNS/ATM).
По направлению "Связь":
- АО "РИМР" занимается новой линейкой приемопередатчиков ВЧ-диапазона. В Мурманске завершены испытания оборудования для океанической связи. Закончена разработка ОВЧ-радиостанций, в завершающей стадии - разработка автоматизированного приемопередающего центра ОВЧ-диапазона;
- АО "Азимут" разрабатывает пилотный проект CPDLC (Москва - Северо-Запад - Нижний Новгород);
- ООО "Инстрой" занимается созданием опорной подсети связи цифровой сети, интегрированной АФС;
- ПАО "НПО "АЛМАЗ" реализует проект по применению технологии беспроводного широкополосного доступа для построения локальных сетей связи в аэропортах и на объектах РТОП.
По направлению "Навигация":
- ООО "НППФ "Спектр" занимается развитием спутниковых технологий в части навигации и посадки, таких как:
- определение целостности созвездия спутников;
- работа в дифференциальном режиме (ЛККС-А-2010);
- обеспечение посадки по VDВ каналу (VDL-2);
- I категория - испытания завершены, II и III категории - испытания до 2020 года (ЛККС-А-2014).
- АО "Навигатор" (Санкт-Петербург) проводит полигонные испытания в рамках НИР по вопросу использования АЗН-В в диапазоне 1090-ES в режиме "in" с целью обеспечения посадки на палубу при передаче на борт воздушного судна координат точек глиссады, а также проверку передачи на борт FIS-B (карта погоды) с использованием серийных бортовых модулей серии 2010 (МСНВО). Преимущество использования данной технологии заключается в наличии на борту единого устройства, работающего в диапазоне 1090 мГц.
По направлению "Наблюдение" в части создания РЛС/РЛК НКАД (А-SMGCS):
- ПАО "НПО "АЛМАЗ":
- в январе 2019 года запланированы предварительные испытания РЛС ОЛП (3 см) "Алькор", а также АРЛК (10см) "Лира-10РА";
- завершены испытания малогабаритного метеорадиолокатора (3 см) "ДМРЛ-3";
- разработан и проходит испытания РЛК МЦ (3 см) "Валдай" (оптико-р/л комплекс по малоразмерным целям);
- до конца 2018 года в Магнитогорск ожидается поставка мобильного варианта РЛК (10 см) "Сопка-2";
- АО "Азимут" - в стадии предварительных испытаний АРЛК (10 см) "АМИ-2700";
- ОАО "Горизонт" (Ростов-на-Дону) - в стадии предварительных испытаний РЛС ОЛП (3 см) "Аксай-М".
Что касается систем АЗН-В/МПСН:
- на стадии внедрения серийных изделий:
- аэродромная МПСН "Тетра" (а/п Внуково и Шереметьево) ПАО "НПО "АЛМАЗ";
- аэродромная МПСН "Альманах" (а/п Пулково плюс 9 аэропортов в плане) ООО "НПП "ЦРТС";
- широкозонная МПСН "Мера" (32 позиции в Северо-Западном регионе РФ) АО "ВНИИРА";
- ведутся новые разработки:
- АЗН-В/А-МПСН/широкозонная МПСН "MAS 2700" АО "Азимут" планируется к установке и испытаниям в Ростове-на-Дону;
- станция АЗН-В "АТОС" ПАО "НПО "АЛМАЗ" проходит приемочные испытания в Иркутске;
- проходит предварительные испытания после глубокой модернизации станция АЗН-В "НС-1А" и МВРЛ "Аврора-2" разработки АО "ВНИИРА".
По контролю РЛП и каналов связи:
- внедрено в Москве и Сыктывкаре, в Якутске планируется поставка оборудования "Радиан" ООО "Фирма "НИТА";
- в аэропорту Внуково АО "Концерн "МАНС" установлено оборудование системы удаленного видеонаблюдения.
Теперь что касается направления "Управление воздушным движением"
АО "ВНИИРА" завершает разработку и приступает к сертификации нового автоматизированного комплекса технических средств "СИНТЕЗ-МДП" для местных диспетчерских пунктов, центров и органов полетно-информационного обслуживания. Это первый в РФ комплекс для автоматизации всех технологических процессов диспетчерского и полетно-информационного обслуживания в зоне ответственности МДП - от планирования полетов, непосредственного УВД до формирования сводки о предоставленном аэронавигационном обслуживании. Комплекс соответствует уровню автоматизации 3 по классификации ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации", обладает масштабируемой архитектурой, что позволяет применять его как в обособленных диспетчерских пунктах, так и в центрах ОВД с несколькими МДП. Открытая архитектура комплекса позволяет интегрировать его в состав аэродромных или районных КСА УВД.
- Концерн ВКО "Алмаз - Антей" с недавних пор участвует в работе Координационного совета "Евразия". Насколько для вас это интересно?
- Это хорошая площадка для обсуждения практических аспектов внедрения передовых технологий ОрВД. Учитывая индивидуальные территориальные и культурные особенности различных государств, для нас очень интересен опыт всех провайдеров-членов КС "Евразия". Концерну, как производителю оборудования и систем для ОрВД, крайне важно понимать актуальные и будущие потребности заказчиков.
Концерн и его дочерние предприятия, также активно участвующие в работе КС "Евразия", являются лидерами в создании систем планирования использования воздушного пространства в РФ. За более чем десятилетний период разработки и внедрения КСА ПИВП различных уровней нами накоплен уникальный опыт в решении задач сбора и обработки всех видов заявок на ИВП и организации потоков воздушного движения.
КС "Евразия" включает в себя Международную аэронавигационную службу "Восток", практическое эффективное функционирование которой невозможно без автоматизации основных процессов сбора и обмена информацией, а также решения задач ОПВД. Концерн готов выступить технологическим партнером по созданию комплекса средств автоматизации для MAC "Восток" и обеспечить самый передовой уровень решения функциональных задач системы ПИВП такого масштаба.
Мы - коммерческая компания, заинтересованная в продвижении своей продукции и продукции дочерних предприятий на иностранных рынках. Поэтому мы стараемся активно использовать все форматы международного сотрудничества, особенно в пространстве Евразии, где сохраняется постсоветская техническая культура, минимум языковых барьеров. К сожалению, все меньше становится эффективных региональных организаций, обеспечивающих не только сохранение, но и развитие взаимоотношений в области аэронавигационной системы.
Хотелось бы пожелать КС "Евразия" стабильного и уверенного развития, вовлечения все большего числа участников и наблюдателей из числа мировых лидеров отрасли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Французский эксперт назвал cущественные недостатки истребителей F-16
Апрель 19, 2024
Лавров рассказал о работе России и КНР над созданием новых самолетов