О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Академик РАН Олег Фаворский: энергия и импульс развития

Академику РАН, доктору технических наук, профессору, советнику генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова, лауреату Ленинской премии Олегу Николаевичу Фаворскому 27 января исполнилось 90 лет

Академику РАН, доктору технических наук, профессору, советнику генерального директора Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), лауреату Ленинской премии Олегу Николаевичу Фаворскому 27 января исполнилось 90 лет. Его профессиональная биография началась в 1951 году в ЦИАМ. Он работал с настоящими легендами отечественной двигателестроительной науки и техники - А. А. Микулиным, К. В. Холщевниковым, Б. С. Стечкиным и др. В этой тесной кооперации рождалась мощная и передовая российская техника, а Олег Николаевич становился соавтором ее невероятных взлетов. Он и сейчас продолжает создавать, совершенствовать и продвигать отечественные разработки. Круг основных современных научных интересов академика РАН Олега Николаевича Фаворского - энергетика. В юбилей Олега Николаевича говорим о технологических вызовах, стоящих перед Россией, и путях их решения.

- Олег Николаевич, на Ваших глазах рождалась и развивалась мощь, гордость российской промышленности, научно-технологические заделы во всех отраслях - авиации, космосе, энергетике. Вы автор и участник множества разработок, прославивших нашу страну. Убеждены, что люди Ваших заслуг, успехов и опыта обладают научной прозорливостью. На Ваш взгляд, какие современные разработки, научные тенденции "выстрелят" в будущем?

- Я работаю с 1951 года, и вся моя жизнь связана с авиационной промышленностью, начиная с работ по испытаниям турбовинтового двигателя с впрыском воды на входе и созданием основ расчета двухвальных ТРД. Хотя при этом с 1955 до 1971 года мне пришлось заниматься ядерной энергетикой и космической - у меня вышло три книги и около 50 статей, а в 1971 года по настоящее время работаю в энергетике, как газотурбинной, так и атомной и возобновляемой. По этой тематике вышло четыре книги и около 150 статей.

За это время авиационная промышленность развилась просто невероятно, несмотря на самые разные периоды. На мой взгляд после длительного перерыва для газотурбинного двигателестроения сейчас наступает хорошее время: возрождаются конструкторские бюро, повышается спрос на появление отечественной гражданской авиации. Возрождение конструкторских бюро возвращает в промышленность не только российские разработки, но и самый главный двигатель - конкуренцию (в хорошем смысле!) между КБ.

Конкуренция между КБ как действенный рычаг существовала еще в СССР в политике правительства и Министерства авиационной промышленности. Никогда не забуду, как я пришел в КБ на трехсотый завод в 1973 году, и мы делали тогда двигатель Р79-300 для нового истребителя. Меня вызвал к себе министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев и сказал, что параллельно с конструкторским бюро, которым я руководил, такой же разработкой занимается ленинградское ОКБ Климова. "Твой двигатель немого лучше, - признался мне тогда Петр Васильевич. - Но мы отдадим эту работу Ленинградскому КБ, а твоему конструкторскому бюро надо форсировать разработку двигателя для крылатых ракет РДК-300". Это в то время был очень важный проект. По современному представлению по нему тоже был настоящий конкурс, но уже с омским ОКБ. При этом главным было соображение, кто лучше сделает, а не кто дешевле. Наш двигатель был заметно лучше. Он был широко внедрен десятки лет в Минобороны.

Современной России, на мой взгляд, важно сделать упор на развитие гражданской авиации. У нас резко сократилось при развале СССР количество пассажирских перевозок внутри страны и число аэродромов. А ведь местная промышленность и локальные аэродромы очень важны для освоения новых территорий, расширения возможностей и в добыче полезных ископаемых, и в промышленности. Главенствующая роль в этом направлении должна принадлежать государству.

Второй важный аспект - обеспечение средств на развитие науки. Без собственной науки российская техника будет неконкурентоспособна в мире. Радует, что, несмотря на развал прикладной науки в 90-е годы, ряд научных школ в России удалось сохранить. Например, наш ЦИАМ, который благодаря своему руководству и самому коллективу не сдал своих позиций и остался форпостом развития отечественного двигателестроения в авиации и энергомашиностроении.

Для прикладной науки вижу большой задел в цифровизации. Она дает возможность резкого сокращения времени проектных, конструкторско-расчетных работ, обработки результатов экспериментов и вообще сократит этапы создания разного рода новых объектов.

Важно для нашей промышленности и развитие материалов, особенно композитов, жаропрочных материалов и покрытий. Они дают возможность повышения температуры газа и увеличения эффективности двигателей, уменьшения веса, повышения надежности и ресурса.

Сегодня также необходимо развивать применение аддитивных технологий. Они делают возможным создание сложных изделий с улучшенными характеристиками по газодинамике, теплообмену, прочности и надежности. Кроме того, аддитивные технологии существенно уменьшают расход материала и резко повышают производительность и качество. Сочетание всего этого даст возможность улучшения качества авиадвигателестроительной техники и газотурбинной техники для энергетики.

- В одном из своих интервью Вы говорили о том, что энергетика в России серьезно устарела. В РАН вы как раз содействуете продвижению использования газотурбинных установок (ГТУ) в энергетике. Почему так важно переходить именно на ГТУ?

- ГТ-техника для энергетики чрезвычайно важна потому, что стране необходимо срочно перестраивать всю электротехническую систему. На наших электростанциях применяются турбины, отработавшие от тридцати до пятидесяти и более лет с очень низким КПД, не более 33-35%. Такую технику нужно резко перестраивать на новую, так как основная часть энергетики страны уже выработала свой ресурс. При использовании газа главным образом речь идет о парогазовых технологиях, комбинации газовых турбин с паровыми турбинами. При их создании чрезвычайно важны новые материалы и новые технологии для того, чтобы обеспечивать новым поколениям газовых турбин уровень температур порядка 1 600°С вместо тысячи с небольшим, которые у нас были когда-то. Сейчас уже прошел переход на температуры 1 300-1 400°С на импортных турбинах. Но надо понимать, что это не российская техника, а необходимо, конечно, создавать свое. Так как окупаемость новых турбин длительная, и частнику на электростанции это невыгодно, то это снова задача государства. Причем чрезвычайно важно не только вкладывать государственные деньги, но и привлекать частный капитал, заинтересовывать его в инвестициях в российскую экономику. Это задача экономистов. Уверен, что ее тоже можно решить. Надо только тщательно все продумать и уже в печати был целый ряд предложений.

В России сегодня избыток установленной мощности электростанций из-за развала промышленности в 90-е годы, поэтому государство пока не до конца учитывает два обстоятельства, требующие срочной замены (за 10 - 15 лет) большинства оборудования ТЭС и ТЭЦ. Это, прежде всего, износ оборудования и выход его из строя. А также то, что замена старых турбин на существенно более новые экономичные новые (замена паровых с КПД 30-35% на паровые газовые установки с КПД 55 - 60%) дает экономию в расходе природного газа 70 - 90 млрд м³ в год. Эта экономия - доход государства, и о ней следует позаботиться.

Для внедрения нового поколения ГТУ в стране уже есть база: малые ГТУ до 30 МВт разработки Пермских моторов с КПД 39-40% решают проблему децентрализованной энергетики. Большие ГТУ - 80-300 МВт надо создавать практически заново. Хотя еще в 60-е годы на Ленинградском механическом заводе сделали первую в мире ГТУ на 100 МВт, в последние 40 лет мы все отечественное в промышленности растеряли. Только в последнее время появляется надежда на возрождение отечественного ОКБ на "Силовых машинах" в Санкт-Петербурге.

Будем надеяться, что, используя современную науку - особенно опыт ЦИАМ и ВИАМ - это ОКБ возродит наше отечественное газотурбиностроение. Интерес государства к развитию энергетики поможет подтянуть молодежь, новые кадры, которым будет интересна эта тематика. Это сделает ее локомотивом не только для ряда производящих предприятий, но и, особенно, для ОКБ, научно-исследовательских институтов. В том числе ЦИАМ. Но, повторюсь, этот комплекс вопросов должен сосредотачиваться в руках государства.

- Государство уже делает уверенные шаги в этом направлении. Недавно Президент утвердил Стратегию научно-технологического развития России. Концепция ясно указывает на стоящие перед страной вызовы. В том числе и в энергетике. Привлекали ли вас к разработке этой стратегии?

- Привлекали со стороны Российской академии наук. В РАН я заместитель секретаря отделения энергетики, механики и машиностроения, отвечаю за энергетику. Когда ставился вопрос, что нужно развивать в науке, то особо мы подняли вопрос о газовых турбинах и развитии на них всей энергосистемы страны. Я говорил о том, что необходимо создание нового поколения газовых турбин большой мощности, рассказывал, как их делать и готовил официальную программу по развитию газотурбинных технологий для Министерства энергетики Российской Федерации.

В 2016 году письмо РАН о проблеме газовых трубин было поддержано Президентом России Владимиром Путиным. В эту программу теперь включены и предложения ЦИАМ по развитию газовых турбин, предложения ВИАМ по материалам и аддитивным технологиям. Руководство президиума РАН передало последний вариант программы в Министерство, там ее должны были проработать для очередного постановления Правительства.

- На каком топливе будут работать эти турбины? Рассматриваете ли альтернативные?

- На природном газе, которого у нас много и для нас он относительно дешевый. Экзотикой широко заниматься не нужно, Россия пока в ней не нуждается.

- Вы с осторожностью относитесь к возобновляемой энергии. Считаете, что ее надо развивать, но при этом не до конца верите в повсеместное внедрение ветроэнергетики и солнечных батарей. Почему?

- Возобновляемую энергетику нужно развивать обязательно. Она особо необходима в регионах, которые из-за огромной территории нашей страны оторваны от основной электрической сети. Но возобновляемая энергетика дорогостояща, поэтому бессмысленно в ближайшие несколько десятилетий говорить о возможностях ее повсеместного распространения в масштабах страны. Тем более, что в России большое количество газа и он относительно дешевый, а также гигантское количество угля, который нужно использовать. Причем уголь находится в тех регионах, которые оторваны от центральной сети. Значит там гораздо лучше развивать высокопроизводительные паровые турбины на сверхвысоких и ультравысоких давлениях. Это экономически более эффективно, чем возобновляемая энергетика в нашей стране. Хотя для некоторых регионов, где она может стать средством спасения, она очень нужна. В том числе геотермальная энергетика.

- В ЦИАМ занимаются и "бытовыми" разработками в области энергосберегающих технологий. Например, горелками для банных печей и отопительными котлами нового поколения. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого направления?

- Это, безусловно, колоссальный вклад, особенно в децентрализованную энергетику. Развивать ее чрезвычайно важно, и здесь опять-таки государство должно сделать толчок для организации массового выпуска таких установок. Они окупятся очень быстро, потому что спрос на них будет и в России, и за рубежом. Приведу пример. В октябре я получал награду в Китае. Там организовывали очень много встреч, речь шла и об энергетике и особо - об установках малой мощности. В Китае готовы покупать у нас до 1 000 децентрализованных установок небольшой мощности - от одного до нескольких мегаватт. Но этим опять же надо заниматься только на государственном уровне. Особо важно создать внутренний рынок в России.

- За какими разработками пристально следите? Каков круг ваших научных интересов сейчас?

- Я слежу за всеми разработками в области развития газовых турбин в энергетике. Это направление проходит через меня в Российской академии наук и в ЦИАМ. Интересует меня вся энергетика - и атомная, и возобновляемая, и космическая.

- Ваша альма-матер - МАИ. Часто ли бываете в стенах родного вуза? Вспоминаете учебу?

- В МАИ я много раз бывал на разного рода семинарах и конференциях. Но в качестве лектора давно там не выступал. С коллегами из МАИ общаюсь в Российской академии наук, где я руковожу постоянно действующим научным советом "Теплофизика и теплоэнергетика". Раз в квартал в течение нескольких десятков лет в совете проводятся совещания с докладами. Выступают там и ученые из МАИ. Учебу я вспоминаю часто и с большой теплотой. Такого профессорского состава, который был в мои годы в МАИ, я больше нигде не встречал. По тем временам они давали очень насыщенный, современный материал.

- Больше 40 лет вы преподавали в МФТИ. На что нужно сделать упор в подготовке кадров нового поколения?

- При построении новых подходов в инженерной подготовке нужно опираться на цифровизацию. И, конечно, необходимо заинтересовывать студентов в работе на отрасль, вовлекать их в науку, вновь поднимать престиж и того, и другого. В МФТИ, где я много лет руководил кафедрой, был период, в конце прошлого века, когда в группу приходило два, четыре человека. Это сильно огорчало, ведь раньше набиралось до двадцати человек, и все они проходили практику, оставаясь работать в ЦИАМ. Это линия подготовки кадров, которую нужно восстанавливать и развивать во всех технических и инженерных вузах.

К сожалению, популяризации науки всех областей, включая авиационную и энергетическую, сейчас очень мало. А ведь это путь привлечения в развитие страны молодежи. Без энергетики и авиации нет будущего, и их популяризация в печати, радио и телевидении тоже одна из задач государства.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав Центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка