О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории: самолет-истребитель Як-1

13 января 1940 года состоялся первый полет советского одномоторного самолета-истребителя Второй мировой войны Як-1

13 января 1940 года состоялся первый полет советского одномоторного самолета-истребителя Второй мировой войны Як-1. Военные летчики любили эту машину, ведь она была проста в управлении и неприхотлива в обслуживании. На Як-1 летали в том числе девушки из единственного в СССР женского истребительного авиаполка (586 иап) и сбили на нем 38 немецких самолетов в 125 воздушных боях.

Як-1 - первый боевой самолет, разработанный в ОКБ А.С. Яковлева, которое ранее занималось спортивными и учебными машинами. Он создавался на базе спортивного Я-7 на заводе № 115 и первоначально имел обозначение И-26. Работая над этой машиной, конструкторы старались использовать недефицитные материалы, добиваясь наибольшей легкости и устойчивости. Фюзеляж самолета состоял из сварных хромансилевых труб, обшивка была дюралюминиевой, а низкорасположенные крылья изготавливались из дерева и фанеры. Двигатель ВК-105П имел мощность 1050 л.с., в результате чего достигалась скорость 587 км/ч. Еще до окончания государственных испытаний было принято решение о срочном запуске истребителя в серийное производство - ведь в Европе уже гремела Вторая мировая война. В итоге "детские болезни" самолета, получившего название Як-1, дорабатывались в процессе эксплуатации. В частности, замены потребовал маслорадиатор, колеса шасси, которые нагревались при торможении; доводилось до "ума" и вооружение.

Свой вклад в становление этого истребителя и последующих из семейства "Яшек" внес Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. В аэродинамических трубах ЦАГИ было организовано немало работ, направленных на повышение скорости полета. В частности, К.А. Ушаков при участии С.Л. Зака и Ю.Г. Лимонада занимались охлаждением двигателей, под руководством Д.В. Халезова велись работы по улучшению аэродинамики винтов. Увеличение скорости дали герметизация щелей и индивидуальные реактивные выхлопные патрубки на каждый цилиндр.

В ЦАГИ работали и над созданием фильтра, препятствующего попаданию пыли в двигатель Як-1, ведь военные истребители часто взлетали с пыльных аэродромов. Вот что писал об этом в воспоминаниях один из ведущих специалистов института, доктор технических наук Г.Н. Абрамович: "Мы предложили часть поверхности крыла заменить фильтровальной сеткой. При взлете специальная перекидная заслонка закрывала нормальный вход в патрубок и открывала путь воздуху через фильтрующий элемент. И этот тип фильтра оправдал себя!".

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 425 истребителей Як-1, а затем - свыше восьми тысяч его модификаций. Такой маневренности, как у "Яшек", не мог добиться немецкий Ме-109. На Як-1 сражались известные летчики: трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан, Герой Советского Союза Алексей Маресьев, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Колдунов, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Савицкий и др. Именно на этом истребителе вступил в войну полк "Нормандия-Неман". Производство Як-1 было завершено в 1944 году, но эксплуатировать его продолжали до конца Великой Отечественной.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка