Автор: Герман Костринский, Дмитрий Козлов
Опубликовано: 01.02.2019, 07:39
 

Авиакеросин встал поперек двигателей

Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать


[image]

Российские авиакомпании вынуждены нести дополнительные расходы из-за низкого качества отечественного авиакеросина, утверждают в Росавиации. Это приводит к необходимости проводить техобслуживание двигателей западного производства вдвое чаще, чем заложено производителем, у некоторых перевозчиков дополнительные расходы достигают $70 тыс. на самолет. Нефтекомпании не согласны с этим и считают, что российский керосин ничем не уступает иностранному топливу. Поставить точку в вопросе могут испытания российского авиакеросина на стендах зарубежных производителей двигателей, но за них не готов платить ни один участник рынка.

Низкое качество российского авиатоплива и разница в процедурах его сертификации в России и на Западе приводит к дополнительным расходам авиакомпаний на техническое обслуживание двигателей, заявил начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов. По его словам, иностранные производители авиадвигателей - General Electric, Rolls-Royce, PW - ограничивают эксплуатационный ресурс авиамоторов со 100% до 50%, из-за чего авиакомпаниям приходится вдвое чаще проводить техобслуживание изделий.

Качество ГСМ у нас, конечно, сейчас не очень. В связи со смешиванием, отсутствием сертификации ресурсные показатели двигателей импортных воздушных судов, которые приходят в авиакомпании, сокращаются на 50%.

То есть, если двигателю выдаются 100 тыс. летных часов, они сокращаются производителем до 50 тыс. часов", - пояснил чиновник в ходе конференции "Авиатопливо-2019".

Начальник управления технологий и развития производства департамента продаж специальных нефтепродуктов "Роснефти" Иван Мирчев в ответ назвал проблему с качеством российского авиакеросина надуманной. "Американские и европейские авиавласти в своих бюллетенях упорно сокращают ресурс межрегламентных пробегов по топливной аппаратуре, ссылаясь на якобы некие недостатки нашего авиакеросина. Эта история происходит уже более 20 лет, и, на наш взгляд, это связано с тем, что нужно было массово завладеть российским рынком авиасудов, - заявил он. - При этом, если мы говорим, что российское топливо некачественное - а, к примеру, Jet А-1 ничем не отличается, а по некоторым параметрам уступает нашему родному ТС-1,- мы попадаем в определенную технологическую зависимость от западных компаний".

Споры о качестве авиакеросина российского производства ведутся с 2015 года, когда правительство РФ отменило обязательную сертификацию ТЗК и лабораторий горюче-смазочных материалов. С тех пор качество керосина проверяется только на выходе с завода-изготовителя, обязательная проверка перед заправкой на самолет не предусмотрена. Ее, по новым правилам, авиакомпании проводят добровольно, с подключением профильных компаний.

Источник "Ъ" в авиакомпании "Победа" рассказал, что перевозчик сократил межремонтный ресурс многих компонентов двигателя вдвое, что означает дополнительные расходы около $70 тыс. в год на одно воздушное судно.

Топ-менеджер другой российской авиакомпании утверждает, что после ряда случаев прекращения работы двигателей в полете производители оборудования провели исследования разрушенных топливных насосов. По результатам исследований был сделан вывод, что разрушения произошли из-за низких смазывающих свойств используемого авиатоплива, говорит собеседник "Ъ".

В авиакомпании Red Wings утверждают, что не фиксировали фактов залива некачественного керосина за последние несколько лет. Поэтому дополнительных расходов, связанных с качеством керосина, перевозчик не несет.

В "Роснефти" "Ъ" рассказали, что у компании шесть сертифицированных по международным стандартам лабораторий контроля качества авиатоплива в Шереметьево, Артеме, Краснодаре, Анапе, Красноярске и Сочи.

Собеседники "Ъ" в нефтекомпаниях отрицают проблемы с качеством топлива.

Они поддерживают позицию представителя "Роснефти", высказанную на конференции. В ЛУКОЙЛе и "Газпром нефти" тему не стали комментировать.

Источник "Ъ" в авиационной отрасли объяснил, что проблема признания качества российского топлива возникла после отказов авиационных двигателей в полете. "Западные производители утверждают, что при участии иностранных авиакомпаний проводили забор российского топлива, и, исходя из имеющихся у них данных, они делают вывод, что причина не в производственном браке, а в качестве топлива",- утверждает собеседник "Ъ". Он говорит, что подтвердить качество могут только сами российские нефтяные компании - для этого им придется за свой счет провести эксплуатационные и стендовые испытания на оборудовании западных производителей авиадвигателей, на что нефтяники не идут. Профинансировать испытания могли бы авиакомпании, но у них на это нет средств. В отсутствие испытаний точно определить причину выхода двигателей из строя невозможно. Иностранные авиакомпании тоже заправляются российским авиатопливом, они летают на нем не более 20% времени, тогда как российские компании "на нем живут", говорит собеседник "Ъ".

Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что техобслуживание двигателей составляет 40-44% от общих расходов на техобслуживание самолета. Обычно капитальный ремонт авиамотора проводится раз в десять лет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 1 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ред Вингс, Авиакомпания "Победа" (в процессе тестирования)

Комментарии к новости