Автор: Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Опубликовано: 01.02.2019, 08:33
 

Отменная позиция: кому выгодны массовые задержки авиарейсов

"Известия" выяснили, как российские перевозчики зарабатывают на непогоде


[image]

Массовые задержки вылетов не всегда связаны с погодными условиями. Крупные перевозчики могут использовать этот предлог для сокращения собственных издержек, заявили "Известиям" в институте экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. Так, в минувшие выходные в столице наибольшее число отмен (более 130) пришлось на "Аэрофлот". Остальные авиакомпании перенесли всего около 20 вылетов, уточнили в Общероссийском объединении пассажиров. Выяснением истинных причин массовых задержек уже занимается Московская межрегиональная транспортная прокуратура - проверка завершится до конца февраля, сообщили "Известиям" в ведомстве.

Подавляющее большинство из 300 рейсов, задержанных и отмененных во время снегопадов 26-27 января, было зафиксировано в Шереметьево. Базирующийся там "Аэрофлот" сообщил об отмене 131 и переносе еще 151 вылета. У остальных авиакомпаний серьезных изменений не наблюдалось - в целом речь идет об отмене всего порядка 20 рейсов, сказал "Известиям" глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

В S7 Airlines, UTair, "Уральских авиалиниях" и "Нордавиа" "Известиям" рассказали, что вылеты из-за снегопада не отменялись, однако подтвердили опоздание некоторых самолетов. В частности, в UTair отметили, что авиакомпания в указанные даты выполнила план полетов на 100%, задержки рейсов составили в среднем 15-20 минут. Борт "Уральских авиалиний", летевший в Домодедово, из-за непогоды совершил вынужденную посадку во Внуково. У "Нордавиа" произошла длительная задержка рейса Римини - Домодедово: самолет более часа кружил в ожидании разрешения на посадку из-за внеплановой очистки ВПП.

В пресс-службе аэропорта Домодедово признали, что в связи с погодными условиями в расписании были "технические задержки". Во Внуково сообщили, что отмены рейсов по метеоусловиям не было, а в Шереметьево сказали, что 26-27 января аэропорт работал штатно, несмотря на обильный снегопад.

Задержки без издержек

Опрошенные "Известиями" эксперты отметили, что массовая отмена рейсов, в которой уже не первый раз замечают "Аэрофлот", в определенных обстоятельствах может быть выгодна авиакомпании. В некоторых ситуациях дешевле оставить самолет на земле, а пассажиров отправить другим бортом, считает эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

- В период низкого спроса у "Аэрофлота" может возникнуть желание сократить число рейсов под благовидным предлогом. Это позволит снизить количество взлетов-посадок в аэропорту, уменьшить число задержек авиарейсов и снизить за счет этого собственные издержки, - сказал он.

Отмена рейсов, в отличие от их задержки, не сказывается на рейтингах перевозчика, поэтому нельзя исключать, что "Аэрофлот" поступает так для сохранения положительной статистики, предположил эксперт.

- По большинству направлений у него несколько ежедневных частот, и это позволяет пересадить пассажиров отмененных рейсов без особых неудобств для них и издержек для авиакомпании, - добавил Андрей Крамаренко.

Отмена такого числа рейсов, по его мнению, отчасти может быть связана и с особенностями Шереметьево: две зависимые ВПП не позволяют проводить параллельные взлетно-посадочные операции, в пиковые часы пропускная способность аэропорта уже исчерпана и при хорошей погоде.

- Авиакомпания может злоупотреблять погодными условиями для отмены малозагруженных рейсов и объединения нескольких таких рейсов в один. Ведь другие самолеты "Аэрофлота" взлетали и садились в непогоду в этом же аэропорту, - пояснил "Известиям" председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

В пресс-службе "Аэрофлота" опровергли это предположение, подчеркнув, что "штатные синоптики тщательно анализируют метеокартину". Если она оценивается как неблагоприятная, перевозчик заранее меняет расписание.

- Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту, - добавил представитель компании.

Уточнять информацию о загрузке отмененных рейсов в пресс-службе отказались. Но по данным Росавиации, из 10 крупнейших российских авиакомпаний самая низкая загрузка пассажирских кресел в 2018 году была именно у "Аэрофлота" (80,5%).

- В низкий сезон "Аэрофлот" объединяет рейсы, чтобы не гонять полупустые самолеты. Это давняя история, всем понятная, которая неоднократно поднималась, - сказал "Известиям" источник в авиаотрасли. - В Шереметьево третья категория аэродрома (самая высокая - "Известия"), поэтому посадке даже в сложных метеоусловиях ничего не мешает. Нужно задать вопрос авиакомпаниям "Уральские авиалинии", "Россия" или Nordwind, которые летают в тот же аэропорт - почему они не отменяют рейсы, как "Аэрофлот"?

В Международной ассоциации аэропортов одной из причин участившихся отмен и задержек авиарейсов в непогоду называют новые требования Минтранса к аэродромам: для ВПП второй категории стала необходима радиолокационная станция обзора или многопозиционная система наблюдения. Об этом, в частности, говорится в письме исполнительного директора ассоциации Сергея Никотина министру транспорта Евгению Дитриху (есть в распоряжении "Известий").

В Минтрансе "Известиям" подтвердили, что в Федеральные авиационные правила (ФАП) были действительно внесены изменения, касающиеся оснащения аэродромов гражданской авиации системами управления и контроля за наземным движением. Однако информацией "о снижении какой-либо пропускной способности в связи с введенными требованиями" в ведомстве не располагают.

Только для больших

В зависимости от типа воздушного судна, дальности перелета и загрузки борта авиакомпания в среднем зарабатывает от 655 тыс. до 3,2 млн рублей на каждом среднемагистральном рейсе и до 4,5 млн рублей - на дальнемагистральном, пояснил "Известиям" глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

- Задержка в воздухе воздушного судна обходится в 150-200 тыс. рублей в час в связи с дополнительным расходом топлива и увеличением фонда оплаты труда (ФОТ), - рассказал директор транспортной практики Strategy Partners Михаил Нохрин. - Каждый час простоя борта на земле стоит 20-30 тыс. рублей, не считая аэропортовых сборов. При этом если рейс отменен и "уплотнить" другие рейсы нельзя, перевозчик несет затраты на лизинг борта и зарплату экипажа (около 300 тыс. рублей на рейс), а также аэропортовые сборы и расходы на компенсации пассажирам.

Именно поэтому отменять рейсы может себе позволить только очень крупный перевозчик, отметил управляющий партнер Arthur D. Little в России Александр Ованесов.

- Маленькая компания от этого очень сильно страдает. Чаще всего перевозчику приходится брать дополнительный борт у кого-то, а это очень дорого. Чем больше авиакомпания, тем проще отменить рейс: у нее есть capacity (провозные емкости) - большой парк.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура до конца февраля планирует завершить проверку по факту массовой отмены и задержки рейсов в московских аэропортах 26-27 января, сказала "Известиям" представитель ведомства Екатерина Короткова. Проверка должна установить причины произошедшего, соблюдались ли при этом права пассажиров и предоставлялись ли им соответствующие услуги при ожидании рейсов. В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского воздействия, пообещали в ведомстве.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 1 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости