Опубликовано: 04.02.2019, 19:26
 

"Пермские моторы" - 85 лет в истории города


[image]

В далеком 1923 году исчезла Пермская губерния. Появилась новая гигантская территориальная единица - Уральская область со столицей в Екатеринбурге. Именно в тот год в журнале "Экономика", который издавался профессурой Пермского университета, появилась пророческая статья. Некто инженер В. Григорьев писал: "Разработка алюминия на Урале даст возможность развитию в Перми новой отрасли металлопромышленности - постройки авиационных моторов…"

А в 1934 году из Перми уже раздавался непрекращающийся гул - звуки первого работающего авиамотора. Здесь появилось предсказанное десятилетием раньше предприятие - моторо­строительный завод №19. Пермские моторы начали поднимать в небо не только краснозвездные самолеты, но и статус Перми. Уже в 1938 году была образована Пермская область. Возглавил ее Н. И. Гусаров - авиатор по образованию.

Дата рождения завода установилась со времен Солдатова - 1 июня 1934 года. Согласно приказу легендарного директора военного времени, 1 июня 1944 года впервые состоялся "День десятилетника": в этот день были награждены все, у кого непрерывный стаж работы на заводе достиг 10 лет.

Именно в 1934 году первый директор предприятия Иосиф Побережский с командой специалистов моторного дела возглавили только что построенное за южной окраиной Перми высокотехнологичное предприятие. Согласно заключенному годом ранее соглашению с американской фирмой "Кертисс-Райт", в Пермь была перенесена технология производства новейшего мотора "Райт Циклон".

Летом 1934-го были собраны 50 первых двигателей из американских комплектов. В 1935 году все основные детали двигателя, названного М-25, были уже свои, пермские. Вместо 500 моторов завод изготовил на сто больше, за что получил почетное имя Сталина. В 1936-м выпуск составил более 1700 моторов. Завод №19 первым из всех уральских предприятий был награжден орденом Ленина.

Несмотря на то что заводу в этом году исполняется 85 лет, он, как и на этапе своего становления, является одним из передовых предприятий отрасли. У "Пермских моторов" есть перспективный продукт, за развитием которого следят не только в нашей стране, но и за рубежом. Это авиационный двигатель пятого поколения ПД-14, который в конце 2018 года получил сертификат типа Росавиации. В настоящее время в "ОДК-Пермские моторы" началось серийное производство этого двигателя. Планируется, что в этом году пермские двигатели поднимут в небо новый российский лайнер МС-21.

Еще одна веха для "Пермских моторов" - выпущенная в сентябре 2018 года тысячная газотурбинная установка промышленного применения. С начала 1990-х годов предприятие производит ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт, которые эксплуатируются в составе компрессорных станций на стратегических магистральных газопроводах "Газпрома" Бованенково - Ухта, Ухта - Торжок, "Северный поток", "Сила Сибири".

За эти 85 лет у завода было множество взлетов и крутых виражей, но неизменным остается одно - профессионализм моторостроителей, их самоотдача, ответственность и верность любимому делу.

"Завод - это прежде всего люди. Поэтому в юбилейный год мы приняли решение сделать акцент на программах развития персонала, на улучшении условий труда наших сотрудников, - говорит управляющий директор АО "ОДК-Пермские моторы" Сергей Попов. - Связь завода и города была всегда: предприятием построено большинство объектов культуры и досуга - это и ДК им. А. Г. Солдатова, и стадион "Звезда", и бассейн "БМ". В 1950-х годах был отреставрирован Театр оперы и балета. Благодаря заводу появились целые микрорайоны: Крохалева, Краснова, Зеленое Хозяйство, Тихий Компрос и другие. В Перми много улиц, названных именами знаменитых моторостроителей и летчиков: Соловьева, Швецова, Солдатова, Гатауллина… Есть и улица Моторостроителей. А пять лет назад перед "Пермскими моторами" появился монумент "МиГ на взлете". Сейчас это одно из любимых мест для прогулок жителей и гостей города. Этой зимой здесь впервые открылся каток, куда ежедневно приходит от 300 до 500 человек".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 4 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости