О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китайский авиаконструктор сравнил Су-57 и F-35. На чьей стороне преимущества?

Боевые возможности российского истребителя V поколения Су-57 и всего перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА остаются в центре внимания авиационной прессы и специалистов-профессионалов

Боевые возможности российского истребителя V поколения Су-57 и всего перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА остаются в центре внимания авиационной прессы и специалистов-профессионалов.

Сайт "Военное обозрение" приводит мнение главного конструктора Шэньянского НИИ авиастроения Ван Юнцина, которое он высказал в интервью телевидению КНР.

В пространной телепередаче, посвященной развитию истребителей V поколения в мире, Ван Юнцин, один из руководителей создания новейшего китайского самолета Шеньян J-31, сказал так: "обладая передовой аэродинамической конструкцией и способностью управлять вектором тяги, "Сухой" придает большое значение сверхзвуковым крейсерским возможностям и сверхманевренности. Концепция истребителя следующего поколения в США направлена на обеспечение атаки до обнаружения своего самолета противником, но пока американские ракеты будут лететь в направлении Су-57, у него есть немало времени, чтобы уйти от удара. Ему в этом поможет и новый радар, который способен отслеживать ракетные пуски с достаточно больших расстояний".

Невозможно не согласиться с мнением профессионала, которое подтверждается и итогами боевого применения малозаметных самолетов и крылатых ракет. Начиная с 1999 г., наблюдается непрерывное изменение технологий "стелс" и уменьшение объема их применения в новых летательных аппаратах, ведь за них приходится платить ухудшением их летно-тактических данных и эксплуатационных свойств при катастрофическом росте стоимости.

Что касается самолетов американской тактической авиации, наиболее наглядно пересмотр того, чем и насколько можно пожертвовать ради "невидимости" виден в сравнении конструкций самолетов F-117, F-22 и F-35. У всех их конструкция сделана с учетом требований снижения заметности, но разными методами и в разной мере.

Первый использовал технологии "стелс" наиболее широко и, по-видимому, имел самую маленькую радиолокационную и тепловую заметность. Но с другой стороны его изъянами были слабое вооружение, ограниченная дальность, дозвуковая скорость и что хуже всего - в случае обнаружения он был обречен, потому что не мог уклониться от атаки. Из-за этого F-117 был снят с вооружения, прослужив менее 25 лет и был построен очень маленькой серией.

В проекте F-22/ATF была поставлена задача достичь летных данных, значительно превышающих уровень самолетов F-15 и Су-27 (в частности, сверхманеврености), но сделать это удалось лишь в узком диапазоне чисел Маха и высот полета. В то же время сейчас отмечается смещение воздушных боев в зону больших скоростей и высот, что как раз и позволяет снижение радиолокационной заметности, с которой не нужно "жаться к земле", а большие высоты дают лучшие тактические возможности. Достичь удачного баланса "малозаметность - летные данные - ударное вооружение" в конструкции F-22A не удалось, а высокая стоимость препятствует закупкам самолета в масштабах, сравнимых с поставками F-15.

Самолет F-35/JSF должен заменить легкие тактические истребители F-16 и штурмовики А-10, а также палубные F-18. Обращает на себя внимание открытая установка сопла - скрывающая их на F-22 тяжелая и громоздкая конструкция снижает тягу, не давая заметного улучшения невидимости. Ее недостатком также является возможность отклонения вектора тяги только в вертикальной плоскости, тогда как на самолете Т-50 / ПАК ФА сопла отклоняются всеракурсно. Благодаря этому и более совершенной аэродинамике российский истребитель Су-57 уже сегодня заметно превосходит по летным данным и F-22, и F-35 и с двигателями второго этапа "изделие 30" это преимущество будет лишь расти.

Большая проблема для американцев и ракетное вооружение, в котором неожиданно наметилось отставание. Сегодня в США предпринимаются энергичные меры по повышению дальности пуска ракет воздух-воздух AIM-9 и AIM-120, но работа еще не завершена и не ясно, удастся ли достичь заявленных действительно очень высоких и теоретически возможных показателей.

А вот в области создания гиперзвуковых ракет у Америки пока особых достижений нет, хотя она ведет такие работы с середины 1950-х гг. Причина - их непоследовательность. Каждый перерыв, каждое "шатание" в плане изменения концепций такого оружия отбрасывает разработчиков назад. Пожалуй, самыми близкими к завершению являются проекты ракет с гиперзвуковым ПВРД HABWC (Hypersonic Air-Breathing Weapon Conventional), и твердотопливной HCSW (Hypersonic Conventional Strike Weapon). Но это большие изделия, и носителем их будет модернизируемый стратегический бомбардировщик Боинг B-52J "Мегафортресс".

Лояльные США эксперты называют основным недостатком Су-57 радиолокационную заметность, определяемую эффективной площадью рассеивания импульса, излучаемого РЛС противника. Это утверждение многократно тиражировалось, а между тем достоверной информации об ЭПР современных самолетов нет - ни американских, ни российских, ни китайских. Мало того, ЭПР - это не число, измеряемое в квадратных метрах, а 3D-диаграмма, причем слоистая. Величина ЭПР зависит не только от ракурса облучения, но и от используемых частот. Публикуются разные данные, в т. ч. и диаграммы, построенные экспертами на основании компьютерного анализа отражения радиоволн от поверхности самолетов, для чего используются их цифровые модели, но кто поручится за то, что используемый этими экспертами математический аппарат с "непонятным сертификатом" дает правильный результат?

В состав оборудования ПАК ФА включена РЛС L-диапазона, способная обнаруживать малозаметные летательные аппараты - это одна из трех составляющих его радиолокационного комплекса. Так что надеяться на то, что F-22, и тем более F-35 сможет выиграть воздушный бой у обладающего лучшими летными данными и более дальнобойными ракетами ПАК ФА только за счет своей малозаметности, мягко говоря, легкомысленно, да и само это их преимущество спорно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка