Автор: Яна Войцеховская
Опубликовано: 08.02.2019, 07:54
 

Аэроэкспресс уперся в тупик

Смольный решил не искать инвесторов для проекта


[image]

Как предсказывал "Ъ", власти Петербурга окончательно отказались от создания линии аэроэкспресса до Пулково, который обсуждался последние 15 лет. Смольный намерен провести ревизию других возможностей сообщения с аэропортом. Пока добираться до Пулково придется, как и прежде, на автобусе. Аналитики считают решение обоснованным и по политическим, и по экономическим причинам. Однако оператор Пулково считает железнодорожное сообщение с аэропортом перспективным.

Как сообщали источники издания еще в декабре (см. "Ъ" от 27.12.2018), администрация Петербурга решила отменить конкурс на создание линии аэроэкcпресса между Витебским вокзалом и Пулково, которая могла бы появиться к 2022 году. В проекте, который пыталось осуществить правительство экс-губернатора Георгия Полтавченко, были заинтересованы компания "Аэроэкспресс" и ВТБ.

Проект аэроэкспресса до Пулково предполагалось реализовывать по схеме ГЧП. Строительство железнодорожной линии к аэропорту оценивалось в 18,8 млрд рублей. Размер инвестиционного платежа со стороны города - 10 млрд рублей. Инвестор, согласно конкурсной документации, должен был вложить в проект не менее 15 млрд рублей за счет инвестплатежа, собственных и заемных средств, при этом должен был построить станцию и здание вокзала в Пулково не менее чем за 800 млн рублей.

Смольный посчитал стоимость альтернативных вариантов сообщения с аэропортом: самым дорогостоящим вариантом из которых является метро (74,7 млрд рублей), следующими по стоимости идут аэроэкспресс (18,9 млрд рублей), трамвайная линия (15,7 млрд рублей), в то же время создание регулярного автобусного сообщения обойдется городу в 3,1 млрд рублей. Помимо стоимости, отмечают в комитете по инвестициям, важно комплексно оценить транспортное развитие Московского района, сократить сроки реализации, учитывая активную жилую застройку и популярность мероприятий в "Экспофоруме".

"Правительство города не может начинать реализацию столь масштабного проекта, не имея четкого понимания по всем его существенным аспектам. Тем более - втягивать город, инвесторов и финансирующие организации в непросчитанные риски, которые есть в действующей редакции проекта",- сообщил "Ъ" вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов. Он добавил, что текущий вариант требует от бюджета города дополнительных затрат, что "ставит под сомнение эффективность мероприятия".

Аэропорт Пулково в 2018 году обслужил более 18 млн пассажиров, рост к предыдущему году составит 11%. В 2017 году прирост составил 22% к 2016 году. В "Воздушных воротах Северной столицы" (ВВСС, оператор петербургского аэропорта) отмечают, что Пулково в последние годы демонстрировал высокую динамику роста пассажиропотока, в том числе выше, чем в среднем по России. Однако темпы роста пассажиропотока Пулково будут замедляться и составят около 7%, сообщал "Ъ" ранее заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью ВВСС Денис Павшинский. "Задача по улучшению транспортной доступности аэропорта будет носить все более актуальный характер",- считают в ВВСС, отмечая, что скоростное транспортное сообщение с центром города - распространенная международная практика ведущих мировых аэропортов. Сегодня аэропорт связан с городом только автомобильным сообщением, хотя альтернативные виды транспорта повысят транспортную доступность авиаузла, позволят увеличить въездной турпоток в Петербург за счет сегмента трансферных пассажиров, говорят в операторе аэропорта.

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "Аэроэкспрессу" было бы тяжело окупить инвестиции в создание линии до Пулково. Наиболее рациональной схемой для Петербурга эксперт считает создание рейсового автобусного сообщения, а наиболее комфортной - метро или скоростной трамвай. Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин говорит, что оптимальный вариант для города - создание кольцевой электрички через Горелово с подключением к городской сети. Он подчеркивает, что реализация проекта аэроэкспресса потребовала бы выплат из городского бюджета по схеме ЗСД. "Для того чтобы окупить этот проект, необходимо было бы перекрыть Пулковское шоссе",- говорит господин Валдин, приводя в пример поезд Arlanda Express в Стокгольме, прибыльный только за счет введения заградительной платы на въезд в аэропорт. Он отмечает, что, кроме Шереметьево и Домодедово, аэроэкспрессы убыточны: поезд во Владивостоке сократил количество рейсов до четырех в сутки, в Сочи - до двух раз в сутки.

"Для временно исполняющего обязанности губернатора Александра Беглова нецелесообразен запуск долгосрочных проектов с непрогнозируемым экономическим эффектом. Город, как показала ситуация с ОАО "Метрострой", не готов в качестве заказчика администрировать крупные инфраструктурные проекты",- считает генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что пока не принято решение по развитию Пулково-2, из которого планировали сделать лоукост-терминал, нет оснований начинать новые инвестиционные проекты в аэропорту.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 8 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости