Автор: Герман Костринский
Опубликовано: 11.02.2019, 07:46
 

Государство оплатит укорачивание SSJ

Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли


[image]

Правительство может увеличить субсидии для авиапрома: госфинансирование отрасли в 2019-2021 годах предложено поднять на 109,1 млрд руб., 38% из которых пойдет на НИОКР по разработке "укороченного" SSJ на 75 мест - более экономичного и менее зависимого от импортных комплектующих. Новые средства бюджета пойдут также на разработку российско-китайского CR929 и турбовинтового Ил-114, но для проекта среднемагистрального самолета МС-21, испытывающего дефицит финансирования, пока дополнительных госсубсидий не предусмотрено.

Финансирование госпрограммы развития авиапрома на 2013-2025 годы может вырасти на 109,1 млрд руб., проект таких поправок размещен Минпромторгом на regulation.gov.ru. В 2019 году будет выделено еще 19,6 млрд руб., сумма госвложений вырастет до 59,9 млрд руб. В 2020 году бюджетные инвестиции увеличатся на 46,2 млрд руб., до 86,8 млрд руб., в 2021 году - на 43,3 млрд руб., до 83,85 млрд руб. В основном новые средства пойдут на НИОКР по "укороченной" версии самолета SSJ на 75 мест, для этого в госпрограмме создано отдельное мероприятие. В 2019 году Белый дом выделит на самолет 9,92 млрд руб., в 2020 году - 17,33 млрд руб., в 2021 году - 14,1 млрд руб.

Об идее SSJ 75 стало известно в конце 2017 года. Глава АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, делает SSJ 100, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию - ОАК) Александр Рубцов говорил, что версия будет экономичнее, что повысит спрос на нее. Новый SSJ должен стать на 10-15% легче, на 5% снизится расход топлива, аэродинамические характеристики должны улучшиться на 10%.

Весной 2018 года ГСС заключили предварительное соглашение на 75 SSJ 75 c S7, первые самолеты могли прийти в парк в 2022 году. Глава Минпромторга Денис Мантуров утверждал, что решение о заключении твердого контракта будет принято до конца 2018 года. Но заказ еще не оформлен.

В S7 утверждают, что заключение твердого контракта в конце 2018 года "не предполагалось". Компания объясняла интерес к новой версии SSJ прекращением выпуска Embraer модели E170 на 70 мест, использующейся на малозагруженных линиях малой и средней дальности. "Твердый заказ будет размещен в случае успешного завершения проекта по разработке самолета, - пояснили в S7. - Он будет использоваться на региональных маршрутах". В ОАК говорят, что новая версия предусматривает улучшение летно-технических характеристик самолета и увеличение доли российских комплектующих. "Мы увеличим конкурентоспособность самолета на рынке, существенно снизив стоимость эксплуатации", - рассчитывают в ОАК.

Дофинансирование госпрограммы также предполагает рост расходов на разработку российско-китайского CR929 на 4 млрд руб. в 2019 году, 6 млрд руб. в 2020 году и 7 млрд руб. - в 2021-м. Деньги будут внесены в капитал ОАК с распределением в уставные капиталы дочерних структур. На доработку двухмоторного турбовинтового Ил-114 (замена Ан-24) направят еще 967,8 млн руб. в 2019 году, 2 млрд руб. - в 2020 году и 616 млн руб.- в 2021-м, на инфраструктуру для производства и послепродажного обслуживания Ил-114-300 в 2019 году - 2,22 млрд руб. Подпрограмма "Вертолетостроение" дофинансирована на 200 млн руб. в 2019 (всего - 1,86 млрд руб.) и 2020 годах (1,9 млрд руб.) и на 900 млн руб. в 2021 году (1,9 млрд руб.).

Впрочем, самым дорогостоящим проектом ОАК остается разработка среднемагистрального МС-21, Счетная палата оценивала его в 437,4 млрд руб., дефицит финансирования - в 107 млрд руб., еще 197 млрд руб. требуется производителю самолета "Иркуту" на покрытие операционного дефицита (см. "Ъ" от 5 октября 2018 года). Но расходы бюджета на проект существенно не выросли, а затраты на НИОКР в 2022 году даже снижены на 5,3 млрд руб., до 2,5 млрд руб. Глава ОАК Юрий Слюсарь в начале февраля рассказывал, что идут переговоры по вхождению в капитал гражданской "дочки" ОАК российских банков.

Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов отмечает, что разработка новой версии SSJ помимо адаптации к потребностям рынка связана со стремлением увеличить локализацию самолета, который пока как минимум наполовину состоит из иностранных комплектующих. Он также полагает, что финансирование НИОКР по разработке композитов для МС-21 (о проблеме см. "Ъ" от 10 января) пойдет вне госпрограммы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 11 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости