Автор: Сергей Мороз
Опубликовано: 12.02.2019, 08:01
 

Европа нанесет ответный удар. По крайней мере, попытается


[image]

Одним из ключевых предвыборных обещаний Дональда Трампа как кандидата в президенты США было продвижение продукции американской промышленности на внешний рынок, и военная техника занимала в его планах важнейшее место - наряду с энергоносителями. Но пока его успехи на этом поприще гораздо скромнее, чем у предшественников, Барака Обамы и Джорджа Буша младшего. Это их стараниями было начато перевооружение еврочленов НАТО новейшими тактическими истребителями V поколения Локхид-Мартин F-35 "Лайтнинг" II - на сегодня этот самолет согласились приобрести Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Но вяло развивавшаяся интрига вокруг контракта на поставку F-35 Германии, наконец, разрешилась неудачным для США образом.

С самого возрождения Люфтваффе и до начала 1970-х гг. основным поставщиком боевых самолетов для тактической авиации этой страны была Америка. ВВС ФРГ эксплуатировали истребители-бомбардировщики и разведчики Рипаблик F-84 "Трандерстрик", Локхид F-104 "Старфайтер" и МакДоннелл-Дуглас F-4 "Фантом". Именно они составляли основу западногерманской воздушной мощи в годы холодной войны, остальные, например, FIAT G.91 итальянской конструкции, были лишь "на вторых ролях", а собственные машины, такие как VAK-191 и VJ-101 вертикального взлета и посадки, и вовсе остались опытными.

Но вот в 1960-х гг. немецкие предприятия вступают в европейский консорциум PANAVIA, который создает сверхзвуковой тактический бомбардировщик "Торнадо" IDS, он запускается в серию на предприятиях Англии, Италии и Германии - и немецкие ВВС отказываются от покупки в США боевых самолетов IV поколения. Это был тревожный симптом, означавший, что у американской авиапромышленности рождается новый конкурент. Вернее, возрождается - немецкое авиастроение имеет давние традиции и с предыдущими продуктами немецкой авиапромышленности американские пилоты успели познакомиться в небе двух мировых войн.

Да, теперь США и Германия союзники, но дружба - дружбой, а табачок - врозь!

Опасение, что авиаконструкторы Германии теперь могут потеснить заокеанских коллег и на мировом рынке вооружений, окончательно подтвердил тот факт, что именно немецкая концепция TKF-90 легла в основу проекта истребителя IV поколения "Тайфун" II консорциума "Еврофайтер".

Но пока эта страна не в состоянии создать современный истребитель самостоятельно и ищет партнеров. "Торнадо" и "Тайфун" II разрабатывались и строились совместно Англией, Италией и Германией. Хотя офис одного из главных участников проекта "Еврофайтер" компании EADS находился в Париже, Франция этой разработке предпочла "Рафаль" собственной фирмы "Дассо". Теперь расклад меняется - Германия для перевооружения своих ВВС выбирает New Generation Fighter (NGF), который предложил французский концерн "Дассо Авиасьон" в прошлом году, а Великобритания собирается самостоятельно разрабатывать свой истребитель ВаЕ "Тэмпест".

Если последнее удастся, то "Тэмпест" станет первым сверхзвуковым самолетом, сделанным англичанами самостоятельно за последних 55 лет - предыдущий ВАС TSR.2 совершил первый полет 27 сентября 1964 г., и на вооружение принят не был. Теперь, подбирая партнера в разработке нового истребителя, Германия отказалась от традиционного сотрудничества с Англией, предпочтя французов. Хотя в общеевропейском концерне EADS есть и английские предприятия, но речь идет теперь только о его "континентальном кластере".

Объявлено, что полномасштабная разработка проекта NGF будет начата "Дассо" и EADS 20 февраля 2019 г., через два года будет закончен проект, в середине 2020-х начнутся летные испытания и не позже 2040 г. новый истребитель начнет поступать в строевые эскадрильи ВВС Германии и Франции.

Самолет NGF позиционируется как истребитель ни много ни мало VI поколения. Главным аргументом выдвигается то обстоятельство, что он станет не просто очередным боевым самолетом, а центральным элементом перспективной боевой воздушной системы FCAS (Future Combat Air System), который будет не только сам вести боевые действия, но и управлять "роем" беспилотных летательных аппаратов.

Нечто подобное пытались реализовать американцы на ранней стадии выполнения своего проекта Advanced Tactical Fighter, но сделанный в результате самолет Локхид-Мартин F-22А "Раптор" так и не получил "подвесных беспилотных истребителей" и вооружен обычными ракетами и управляемыми бомбами. Это оказалось не только сложно технически, но и непрактично, потому что слишком дорого. Стоимость создания такого комплекса намного превышает возможный эффект от его внедрения. В то же время мало говорится о летных данных NGF, но видимо с этой точки зрения он вряд ли будет отнесен к самолетам следующего шестого поколения. Что касается NGF и истребителей VI поколения вообще, то вряд ли сейчас кто-то может четко сказать, каким это поколение должно быть - его концептуальный облик просто еще не сформировался.

И все же если истребитель Dassault - EADS NGF появился на испытаниях хотя бы в виде самолета поколения V, а затем в строю ВВС Франции, Германии, а возможно и других стран, - это станет мощнейшим европейским ударом. Но не столько по России, Китаю или ИГИЛ, сколько по одному из столпов американской экономики корпорации "Локхид-Мартин". Ведь сейчас с возобновлением холодной войны мировой рынок вооружений возвращается в то положение, которое существовало с 1946 г. и по конец 1980-х, когда а или иная страна покупала военную технику у того поставщика, к которому была лояльна политически. А это означает, что "географические секторы возможной торговли" сужаются, и конкуренция в каждом из них растет.

Сегодня, естественно, нельзя сказать, будет ли проект Dassault - EADS NGF удачным, каковы будут его боевые качества и насколько принятие на вооружение такого самолета изменит баланс сил НАТО и его потенциальных противников. Пока он наносит удар не по ним, а по главному союзнику Франции и Германии, по Соединенным Штатам. Ведь для этой страны торговля оружием остается одним из главных источников благосостояния.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 12 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости