Автор: Игорь Скрыпач
Опубликовано: 12.02.2019, 19:31
 

"Хороший повод для перезагрузки отрасли": предложение Путина по сверхзвуковому самолету оценил эксперт


[image]

Проект сверхзвукового пассажирского самолета в силу своей масштабности может стать серьезным прорывом для отечественной отрасли, дать стимул для мощного движения вперед. Так считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Президент России Владимир Путин считает целесообразным проект отечественного сверхзвукового пассажирского самолета.

"Нам сейчас надо вернуться к сверхскоростному, сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать", - сказал Путин на встрече в Казани с представителями общественности по реализации нацпроекта "Жилье и городская среда".

Путин, упомянув проект Ту-160, назвал его "блестящим"."Фактически создали новую машину - Ту-160 для Вооруженных сил, сверхзвуковой боевой ракетоносец, и не только сам носитель, но и оружие к нему доработали", - отметил глава государства. "Работает все как часы. Вот просто здорово!" - оценил президент. "Так почему не создать и сверхзвуковой пассажирский самолет?", - задался вопросом Путин.

Хороший повод для перезапуска

Эта идея вполне логична, говорит Дмитрий Адамидов: "Чтобы восстанавливать компетенции и развиваться дальше, нужны масштабные, сложные проекты".

"Соответственно, сверхзвуковой самолет интересен отрасли - это амбициозный проект, который, если им серьезно заняться, станет мощным рывком, прежде всего, в научном, технологическом смысле. Каждый новый самолет - это сотни инноваций, и как все это заиграет, станет ясно в процессе. Индустрия наша к этому проекту в полной мере не готова, но такой проект - хороший повод для ее перезапуска", - считает эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Готовность к вылету

На рынке коммерческих перевозок в обозримом будущем спрос на сверхзвуковые самолеты отсутствует - это слишком дорого, говорит ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

"Но я допускаю, что в мире достаточно крупных компаний, частных лиц, которые могут позволить себе такой сервис. Не думаю, что этот рынок может вместить сейчас больше чем одного производителя. Соответственно, кто раньше других сделает такой продукт, тот и сорвет банк", - сказал эксперт, отметив, что у России есть определенные успехи в прошлом, есть компетенции в производстве самолета Ту-160, есть научный потенциал.

К машинам такого класса будут предъявляться несколько другие требования, чем к простым самолетам. Основное требование, говорит Крамаренко, это даже не стоимость владения, а готовность к вылету.

"Это машина, которая должна ломаться крайне редко, включая комплектующие. А сложности сверхзвуковых технологий в том, что они пока плохо отработаны и не обладают сегодня достаточным уровнем надежности. Тут возможности отрасли и желания заказчика могут в итоге не совпадать", - допустил эксперт.

Вызов для отрасли

Нынешние проекты в гражданской авиации, по сути, не являются прорывными, отмечает Дмитрий Адамидов, а сверхзвуковой самолет - тот самый вызов для отрасли. Ранее, в семидесятые, такие проекты уже существовали, но они не были эффективны в коммерческом смысле. "Но никто не мешает, конечно, вернуться к этой идее", - заметил эксперт.

Что касается сроков, это, по словам Дмитрия Адамидова, длительная история - не меньше пяти, а скорей, десять лет.

В свою очередь, Андрей Крамаренко ранее называл другие сроки - 15-20 лет.

"Любая же сверхзвуковая авиация, во-первых, будет сталкиваться с технологическими проблемами. Разработка такой машины с нуля, вместе с силовой установкой займет не 10-12 лет, а гораздо больше, причем с негарантированным результатом. Во-вторых, надо понимать, что сверхзвуковая авиация будет куда более дорогой в эксплуатации - и в силу большего расхода топлива, ее неотработанности", - говорил эксперт ФБА "Экономика сегодня".

В сентябре прошлого года заместитель гендиректора авиационного конструкторского бюро "Туполев" Валерий Солозобов сообщил, что компания заканчивает предпроектные работы по сверхзвуковому пассажирскому самолету. Самолет, по расчетам, сможет развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч на высоте 11 км. В конце января "Туполев" анонсировал первый полет на 2027 год.

 

Дайджест прессы за 12 февраля 2019 года | Дайджест публикаций за 12 февраля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости